Порядок Совета по аудиторской деятельности
от 30.06.2014
О применении Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций
Одобрен
Советом по аудиторской деятельности
19.06.2014, протокол № 13,
раздел IV, п. 2
ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ РОСФИННАДЗОРОМ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.
Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.
Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.
II. Меры воздействия
2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее - предписание);
2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее - предупреждение);
3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее - приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов);
4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов (далее - исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов).
Предписание
2.2. Предписание - мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.
2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены пунктом 126 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2013 года № 3н (далее - Административный регламент).
2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.
2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.
2.6. Предписание устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.
Предупреждение
2.7. Предупреждение - мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.
2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены пунктом 127 Административного регламента.
2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.10. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
Приостановление членства аудиторской организации
в саморегулируемой организации аудиторов
2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов - мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.
2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 128 Административного регламента.
2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.
2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.
2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.
2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:
1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;
2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;
3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;
4) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.
Исключение аудиторской организации из саморегулируемой
организации аудиторов
2.18. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов - мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
2.19. Требования к содержанию исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 129 Административного регламента.
2.20. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов является исключительной мерой воздействия.
2.21. Основаниями для исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:
1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;
2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;
3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;
4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;
5) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.
Определение мер воздействия
2.22. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, должны учитываться следующие обстоятельства:
1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;
2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;
3) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;
4) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»