Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
№9518/13 от 10.12.2013

Об исчислении ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

  • председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  • членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 по делу № А51-16528/2012, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2013 по тому же делу.

В заседании участвовал представитель заявителя – открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» – Устюков С.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

По результатам камеральной проверки открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее – банк, страхователь), проведенной государственным учреждением – Приморским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фонд) на основании пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), составлен акт от 10.04.2012 № 76 и вынесено решение от 11.05.2012 № 73 «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым не приняты к зачету 4 484 рубля 62 копейки расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По мнению фонда, ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком сотруднице Воронкиной О.Ю. назначено, исчислено и выплачено банком с нарушением требований Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, выразившимся в неверном определении размера среднего заработка для исчисления суммы ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком.

На основании указанного решения фонда банку направлено требование от 11.05.2012 № 73 «О возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету», которым страхователю предложено в десятидневный срок после получения требования возместить 4 484 рубля 62 копейки расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету.

Банк, полагая, что упомянутые решение и требование фонда не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании их недействительными.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 в удовлетворении требований банку отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.03.2013 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов банк просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на заявление фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя заявителя, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Суды при рассмотрении настоящего дела, отказывая в удовлетворении требований банка, руководствовались положениями статьи 14 Закона № 255-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 343-ФЗ и от 25.02.2011 № 21-ФЗ), согласно которой с 01.01.2011 исчисление пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступили в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, то в соответствии с заявлением работника – застрахованного лица исчисление пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть произведено по нормам Закона № 255-ФЗ, действовавшим до 01.01.2011.

При этом исчисление пособий производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления каждого страхового события, при условии, что данный расчет приведет к увеличению размера пособий.

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в том числе с применением при определении среднего заработка, на основании которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

Особенности порядка исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением, в соответствии с пунктом 11 которого (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) при отсутствии периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая

застрахованного лица в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Застрахованным лицом – Воронкиной О.Ю., которая на момент наступления страхового случая (отпуск по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет) находилась в отпуске по уходу за первым ребенком до достижения им возраста трех лет, по месту работы в банк представлены листок нетрудоспособности по беременности и родам и заявление о способе расчета пособия по беременности и родам по нормам Закона № 255-ФЗ, действовавшим до 01.01.2011.

По окончании отпуска по беременности и родам (07.02.2011 – 26.06.2011) Воронкиной О.Ю. предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет (27.06.2011 – 24.09.2012) с выплатой ежемесячного пособия.

Для исчисления пособия Воронкиной О.Ю. по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет банк принял за основу средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующие месяцу наступления предыдущего страхового случая, каковым, по мнению банка, является рождение первого ребенка.

При расчете пособия банк руководствовался положениями пункта 11 Положения (в редакции, действовавшей с 01.01.2011), в силу которого в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Суды согласились с позицией фонда, утверждающего, что застрахованное лицо в данном случае не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за вторым ребенком, поэтому средний заработок должен определяться в порядке пункта 11.1 Положения, согласно которому средний заработок застрахованного лица, не имевшего периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в предусмотренном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Суды, признавая обоснованным такой вывод страховщика, руководствовались положениями статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ, в соответствии с которой страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Сделав вывод о том, что в рассматриваемом случае предыдущим страховым случаем для отпуска по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет является отпуск по беременности и родам второго ребенка (в расчетном периоде которого, в 12 месяцах, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам второго ребенка, отсутствует заработок и период работы для исчисления пособия), а не рождение первого ребенка, как полагал банк, суды отклонили довод страхователя о применении в данном случае пункта 11 Положения для исчисления размера пособия как основанный на неверном толковании норм права.

При этом для исчисления пособия по следующему страховому случаю (отпуск по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет) тот же пункт нормативного акта использовать невозможно, поскольку в предшествующем ему страховом случае – отпуске по беременности и родам второго ребенка – в расчетном периоде (12 месяцах, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам второго ребенка) отсутствует заработок и период работы для исчисления пособия.

Таким образом, суды сделали вывод, что в настоящем случае средний заработок должен определяться исходя из тарифной ставки установленного разряда, должностного оклада, денежного содержания на день наступления страхового случая (а именно отпуска по уходу за вторым ребенком).

С учетом изложенных обстоятельств суды посчитали, что у страховщика имелись основания для отказа страхователю в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4 484 рублей 62 копеек, в связи с чем оспариваемые банком решение и требование фонда признали законными и обоснованными.

Однако судами не учтено следующее.

Если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление страхователем пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании пункта 11 Положения, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.

Выводы фонда о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений пункта 11.1 Положения являются ошибочными, противоречащими части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, согласно которой применение ранее действующего, до 01.01.2011, порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая, поскольку он применяется только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Исходя из буквального толкования пункта 11.1 Положения он применяется, если застрахованное лицо не имело заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть, если бы застрахованное лицо не имело заработка в течение 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то страхователь обязан был определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком на основании тарифной ставки установленного застрахованному лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за вторым ребенком.

Согласно части 2 статьи 7 и частям 1 и 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989), закрепившей в том числе в статьях 18, 26 и 27 принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства – участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования.

Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.

Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая – ухода за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ и статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства, и создавать прежде всего для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 по делу № А51-16528/2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2013 по тому же делу отменить.

Заявление открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» удовлетворить.

Решение государственного учреждения – Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.05.2012 № 73 «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и требование от 11.05.2012 № 73 «О возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету» признать недействительными.


Председательствующий А.А. Иванов

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x