Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-2/2697@ от 18.02.2013

Об истребовании инспекцией у банка документов по транзитным валютным счетам налогоплательщика

Федеральная налоговая служба <…> сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) на банки возложена обязанность выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" транзитный валютный счет банки открывают для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом. Транзитный валютный счет имеет целевое назначение и открывается в обязательном порядке независимо от волеизъявления организации. Поэтому специальный транзитный валютный счет не обладает признаками счета, определенного пунктом 2 статьи 11 Кодекса. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 09.06.2009 № 03-02-07/1-304, от 17.11.2010 № 03-02-07/1-536, от 16.10.2012 № 03-02-07/1-256.

Таким образом, истребование налоговыми органами у банков документов в отношении транзитных валютных счетов в рамках статьи 86 Кодекса неправомерно, так как такие счета не обладают признаками счетов, определенными для целей налогового законодательства.

На основании положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам.

Данное положение закрепляет общий принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях, который подлежит применению также и к банкам как к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и банки имеют право не выполнять неправомерное требование налоговых органов о представлении в рамках статьи 86 Кодекса документов в отношении транзитных валютных счетов.

В связи с изложенным в случае, если налоговым органом в адрес банка в рамках статьи 86 Кодекса направлен запрос, в котором истребуются документы по транзитным валютным счетам наряду с иными счетами налогоплательщика, банки обязаны исполнить запрос в отношении всех счетов, кроме транзитных валютных счетов. Обязанность уведомлять налоговый орган о причине частичного неисполнения запросов налоговых органов в отношении транзитных валютных счетов в данном случае у банков отсутствует.


Действительный государственный советник Российской Федерации III класса Д.В. Егоров

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x