Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-06-03/40882 от 02.10.2013
Госпошлина: регистрация доли в праве собственности на земельный участок
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию 1/2 доли в праве собственности на земельный участок и на построенный жилой дом на данном земельном участке сообщает, что ввиду отсутствия соответствующих документов по данному вопросу дать однозначный ответ не представляется возможным.
При этом сообщаем, что в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31 и 61 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, уплачивается физическими лицами в размере 1000 рублей.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей за каждое указанное юридически значимое действие.
При этом следует учитывать, что за государственную регистрацию права собственности физического лица на созданный объект недвижимого имущества на земельном участке, предназначенном для целей, указанных в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, только при первоначальной государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества, которая подтверждает факт его создания.
Согласно статье 244 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В пункте 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Таким образом, за государственную регистрацию доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации прав (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), каждым физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, умноженных на размер доли в праве собственности, на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ.
При государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права на объект недвижимого имущества (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива), каждым физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения).
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфина России), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не относится к компетенции Минфина России.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»