Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-04-03/17215 от 16.05.2013

Госпошлина: освобождение от уплаты ЦБ РФ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины Центрального банка РФ (далее - Банк России) за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при совершении иных юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), сообщает следующее.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 главы 25.3 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении от 27.01.1999 № 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства, и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вместе с тем вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины Банка России за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, неоднократно рассматривался судами.

При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2002 № 5697/01 отмечено, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Между тем, как отмечено в ряде судебных постановлений (в частности, в постановлениях Второго арбитражного апелляционного суда от 20.10.2011 по делу № А28-4522/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 № 09АП-33251/2012-АК, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 № А78-5190/2012 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.03.2013 по делу А40-80160/12-154-740), положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса на Банк России и его территориальные учреждения не распространяется по следующим основаниям.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.

Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус органа государственной власти.

Действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России и его территориальные учреждения не входят.

Статус Банка России установлен в статье 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом № 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 2 Федерального закона № 86-ФЗ установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

С учетом изложенного, по мнению департамента, при рассмотрении вопроса о возможности распространения на Банк России и его территориальные учреждения льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, следует руководствоваться сложившейся судебной практикой.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В.Трунин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта