Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/2/112 от 03.10.2012
Налог на прибыль: расходы на обогреватели
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу учета затрат на обеспечение нормальных условий труда сообщает следующее.
Согласно статье 163 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями статьи 209 ТК РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
На основании статьи 22 ТК РФ в состав обязанностей работодателя, в частности, входит:
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
При этом пунктом 18 приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (далее - приказ № 181н) установлено, что одним из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.
Также на основании пункту 15 приказа № 181н к мероприятиям по улучшению условий и охраны труда отнесены в том числе устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.
Статьей 223 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
С 1 января 2012 года приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н введены Требования к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам.
Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене. Комплектация аптечек производится в соответствии с Приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, затраты организации по комплектации аптечек для оказания первой помощи, расходы на приобретение чистой питьевой воды, установку кулеров могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 Кодекса при условии их соответствия критериям статьи 252 Кодекса.
Расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей также могут уменьшать налогооблагаемую прибыль в случае, если указанные предметы служат для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. При этом если приобретенные кондиционеры и обогреватели признаются амортизируемым имуществом в соответствии со статьями 256–257 Кодекса, их стоимость включается в налоговую базу по налогу на прибыль через механизм амортизации.
За ответом на остальные вопросы, изложенные в письме, рекомендуем обращаться в Минздравсоцразвития России.
Об учете затрат на установку кулеров
В письме специалисты финансового министерства в очередной раз отвечают на вопрос, можно ли учитывать в облагаемой базе по налогу на прибыль затраты организации на комплектацию аптечек для оказания первой медицинской помощи, приобретение чистой питьевой воды, а также кондиционеров и обогревателей. Отметим сразу, что учесть их можно. Поясним, на каком основании.
Положения законодательства
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей обеспечивать своих сотрудников нормальными условиями труда (ст. 163 ТК РФ). Расходы на обеспечение таких условий учитываются в базе по налогу на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений о том, что следует понимать под нормальными условиями труда. Не имеется также официальной позиции, в которой бы было высказано, можно ли учесть в расходах затраты на обогреватели. Однако существует обширная арбитражная практика, из анализа которой ясно, что приобретение отопительных электроприборов в условиях северной зимы необходимо для создания нормальных условий труда, а не для обеспечения более высокого уровня труда и отдыха работников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2006 № А56-34718/2005). А в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.08.2007 № А57-10229/06-33 рассмотрена следующая ситуация: инспекция провела выездную налоговую проверку. В результате было установлено, что организация неправомерно включила в расходы амортизационные отчисления на приобретение калорифера (обогревательный прибор). Однако судьи указали, что в данном случае расходы на приобретение (в т. ч. через амортизацию) калорифера и бытового кондиционера подпадают под действие статьи 22 Трудового кодекса РФ. В этой статье указано, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда и гигиены труда, что также закреплено в коллективном договоре с работниками. Акты приема-передачи основных средств подтверждают закрепление основных средств в конкретном помещении. Следовательно, данные расходы экономически оправданы. При таких обстоятельствах судьи обоснованно признали правомерным отнесение в расходы амортизационных отчислений по перечисленным выше основным средствам.
Что касается комплектации аптечек, то статьей 223 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. В частности, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Также на компании возлагается обязанность организовывать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда. Поэтому работодатели оборудуют: комнату для приема пищи, помещений для отдыха, комнату для оказания медицинской помощи.
В Трудовом кодексе РФ нигде прямо не упоминается, что работодатель обязан обеспечить всех сотрудников питьевой водой. В то же время забота о сотрудниках и обеспечение нормальных условий труда подразумевает под собой наличие питьевой воды в офисе. Минфин России в письме от 10.08.2012 № 03-03-06/1/401* отмечает, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении базы по налогу на прибыль,
* Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2012, № 19
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»