Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/508 от 27.09.2012

Налог на прибыль: учет расходов на рекламу

Департамент налоговой и таможенной тарифной политики <…> по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на рекламу сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Таким образом, затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме при условии их соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Об учете расходов на рекламу

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Опубликованное письмо Минфина России посвящено учету затрат на услуги по размещению информации о товарах в каталогах в расходах на рекламу. В частности, рассматривается ситуация, когда организация осуществляет поставки товаров в торговые сети. Согласно договорам, последние оказывают услуги по размещению информации о товарах и продукции организации-поставщика в каталогах сетей.

Услуги по размещению информации в каталогах

То, что расходы на рекламу производимых (приобретенных, реализуемых) товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, относятся к прочим расходам, указано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

По пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ к ненормируемым рекламным расходам относятся расходы на:

  •  рекламные мероприятия через СМИ (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
  •  световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  •  изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации
  •  участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,
  •  уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Остальные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Как видим, затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах среди рекламных затрат, которые можно полностью учесть при налогообложении, не упоминаются. В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ говорится лишь об их изготовлении.

Однако специалисты финансового министерства в опубликованном письме указывают, что такие затраты следует учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме. Условие - их соответствие требованиям статьи 252 кодекса. Согласно ей, затраты для признания их в расходах, которые уменьшают полученные налогоплательщиком доходы, должны быть:

  •  обоснованы;
  •  документально подтверждены;
  •  произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, согласно опубликованному письму Минфина России, затраты на услуги по размещению информации о товарах в каталогах являются ненормируемыми рекламными расходами.

Справка: затраты на рекламу в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов (п. 5, 7 ПБУ 10/99). Их отражают на счете 44 «Расходы на продажу».

Услуги по распространению каталогов

Мнение в отношении учета затрат по распространению каталогов по почте Минфин России высказал в письме от 18.01.2006 № 03-03-02/13. Согласно ему, для целей налогового учета почтовая рассылка рекламных материалов делится на адресную и безадресную.

При адресной почтовой рассылке по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) организация может передавать конечным потребителям на безвозмездной основе каталоги товаров с информацией:

  •  о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров,
  •  об условиях поставок,
  •  с бланками заказов и конвертами с номером абонентского ящика организации-продавца.

Затраты на изготовление и (или) приобретение и распространение каталогов в указанном случае не относятся к рекламным расходам. Ведь такая информация предназначена для конкретных лиц. При этом расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и прочих материалов, не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Безадресная почтовая доставка подразумевает раскладку сотрудниками почты по почтовым ящикам физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении на основании договоров возмездного оказания услуг с Управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России"). Расходы организации по отправке подобной информации путем такой доставки следует рассматривать как нормируемые рекламные расходы, которые учитываются с учетом требований пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант И.Н. Новиков

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x