Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-04-04/09 от 22.03.2012
Транспортный налог: уплата таможенными органами и подведомственными учреждениями
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу уплаты транспортного налога таможенными органами и с учетом мнения Федеральной таможенной службы (письмо от 07.03 2012 № 03-310/10711 прилагается) сообщает.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
По мнению департамента, указанная налоговая преференция предоставляется федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная служба и (или) приравненная к военной службе, перечень которых определен статьями 2 и 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», а также другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьей 10 Федерального закона от 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ЗП-ФЗ) установлено, что таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Согласно статье 34 Федерального закона № 311-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно- вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Статьями 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) определено, что таможенные органы входят в систему правоохранительных органов. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Федеральный закон № 114-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Статьей 50 Федерального закона № 114-ФЗ установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей, то есть в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещсств, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».
Кроме того, статьей 6 Федерального закона № 114-ФЗ установлены условия поступления на службу в таможенные органы, согласно которому требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 25 и 61 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе и требованиях к состоянию здоровья граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу, проходят медицинское освидетельствование. Указанный порядок прохождения военно-врачебной экспертизы распространяется и на таможенные органы.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 374 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса предусмотрена аналогичная преференция по налогу на имущество организаций, согласно которой не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Налоговая льгота предоставляется при условии использования этими органами имущества для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Следовательно, в силу законодательства Российской Федерации служба в таможенных органах, как и служба в других правоохранительных органах приравнена к военной службе.
С учетом изложенного зарегистрированные на таможенные органы (федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) транспортные средства не признаются объектам налогообложения по транспортному налогу в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса.
Поскольку находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы учреждения и предприятия, указанные в статье 34 Федерального закона № 311-ФЗ, не имеют статус федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные на указанные организации транспортные средства подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Об уплате транспортного налога таможенными органами
Не являются объектами налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ). В рассматриваемом письме финансистам был задан вопрос – вправе ли Федеральная таможенная служба РФ (далее ФТС России) не платить транспортный налог, ссылаясь на указанную норму.
По мнению Минфина России, указанная выше норма применяется ко всем органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней военная служба. Перечень таких органов определен статьями 2 и 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее Закон № 53-ФЗ) и другими федеральными законами.
Прямое указание на то, что ФТС России является органом исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к военной служба, в Законе № 53-ФЗ отсутствует. Не включена ФТС России и в Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба (приказ Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317). Вместе с тем, законодательством не определено само понятие службы, приравненной к военной. Поэтому специалистам финансового ведомства пришлось проанализировать целый ряд законодательных актов Российской Федерации, которые позволяют сделать вывод о том, что служба в таможенных органах является военной службой и (или) приравненной к ней. Их перечень представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Наименование и реквизиты документа
Основание
Подтверждение характера военной и (или) приравненной к военной службы в органах ФТС России
Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (далее Закон № 114-ФЗ)
ст.1, ст. 2
таможенные органы входят в систему правоохранительных органов РФ
Закон № 114-ФЗ
п. 4 ст. 6
требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов установлены Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (далее Закон 323-ФЗ)
ст. 25
Положение о военно-медицинской экспертизе распространяется на граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу
Закон 323-ФЗ
ст. 61
Военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе)
Постановление Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
п. 1 ч. 1
военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время (в том числе в органах ФТС)
Закон № 114-ФЗ
ст. 50
пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, установленным для лиц, проходивших военную службу
Кроме того, в комментируемом письме упоминается тот факт, что имущество ФТС России, которое используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ, ст. 1, 2 Закона 114-ФЗ). Об этом Минфин России сообщал ранее в письме от 30.08.2007 № 03-05-05-01/37. При этом, как именно правила уплаты налога на имущество связаны с порядком налогообложения транспортным налогом, чиновники в письме не пояснили. Вероятно, они полагают, что раз для таможенных органов законодатель определил преференцию по налогу на имущество, из этого следует наличие преференции для таможенных органов по уплате транспортного налога.
Таким образом, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что служба в таможенных органах является военной службой и (или) приравненной к ней.
В подтверждение вывода, который сделал Минфин России, можно учесть положения следующих нормативно-правовых актов:
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Это постановление, в том числе, применяется в таможенных органах (Приказ ФТС России от 16.12.2011 № 2529).
Указ президента РФ от 22.12.1993 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям». В военизированных организациях (в том числе в ФТС России) оружие предназначено для решения боевых и оперативно-служебных задач (ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ).
Важно отметить, что к таможенным органам относятся только: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты (ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ) Это значит, что транспортные средства, зарегистрированные на вышеперечисленные таможенные органы, не являются объектам налогообложения по транспортному налогу на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.
Учреждения и предприятия, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы, не являются органами исполнительной власти (ст. 34 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ). Поэтому, сообщает Минфин России, зарегистрированные на них транспортные средства от налогообложения транспортным налогом не освобождаются, а подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»