Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-05-01/15 от 13.03.2012

Налог на имущество: применение льготы по налогу в отношении капвложений в арендованное здание, признаваемое объектом культурного наследия

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций по пункту 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в отношении капитальных вложений, произведенных обществом в арендованное здание, признаваемое объектом культурного наследия, и сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что статьей 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

На основании пункта 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Пунктом 47 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определено, что законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. При этом под выбытием указанных капитальных вложений, по мнению департамента, можно понимать возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества посредством установления соответствующей величины арендной платы), передачу по акту приемки-передачи капитальных вложений арендодателю, окончание договора аренды, досрочное прекращение договора аренды и иные условия.

Поэтому произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором в составе основных средств до их выбытия в рамках договора аренды.

Пунктом 5 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Поэтому, если здание признается памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то в отношении произведенных капитальных вложений в указанное здание арендатор вправе применять льготу по налогу на имущество организаций, установленную пунктом 5 статьи 381 Кодекса, до их выбытия из состава основных средств в рамках договора аренды.


Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин
Комментарий эксперта

О применении льготы по налогу на имущество в отношении объекта культуры

Налогоплательщик осуществил капитальные вложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия. В Минфин России он направил запрос: можно ли в его случае применить льготу по налогу на имущество согласно положениям пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ) (ст. 374 НК РФ). В составе основных средств коммерческих организаций учитываются капвложения в арендованные основные средства (п. 5 ПБУ 6/01). Они подпадают под определение объекта налогообложения налогом на имущество.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 381 Налогового кодекса РФ российские организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении объектов, которые признаны памятником истории и культуры федерального значения в установленном законодательством порядке. Такая льгота, сообщает финансовое ведомство, применяется и в отношении капвложений в объекты культурного наследия. Поэтому налогоплательщик-арендатор вправе применить льготу в отношении капвложений в здание, которое в соответствии с нормами действующего законодательства является объектом культурного наследия.

Обратите внимание: Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры установлен Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Учет всех объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ведет Минкультуры России в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый реестр) (ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 3 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954).

Объекты культурного наследия включаются в Единый реестр путем присвоения им регистрационных номеров состоящих из пятнадцати цифр (п. 7, 8 Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954). Последняя цифра регистрационного номера обозначает категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия:

  • ­ 4 - объект культурного наследия местного (муниципального) значения;
  • ­ 5 - объект культурного наследия регионального значения;
  • ­ 6 - объект культурного наследия федерального значения;
  • ­ 7 - объект культурного наследия федерального значения, включенный в Список всемирного наследия;
  • ­ 8 - объект культурного наследия федерального значения, признанный особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации;
  • ­ 9 - объект культурного наследия федерального значения, признанный особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации и включенный в Список всемирного наследия.

Таким образом, регистрационный номер объекта культурного наследия федерального значения может заканчиваться на одну из цифр от 6 до 9 включительно.

Капвложения в арендованное задание, которое является объектом культурного наследия, учитываются на балансе организации до момента их списания с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Специалисты финансового ведомства сообщают, что под выбытием указанных капвложений следует понимать:

  • ­ возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества путем установления соответствующей величины арендной платы);
  • ­ передачу по акту приемки-передачи капитальных вложений арендодателю;
  • ­ окончание договора аренды;
  • ­ досрочное прекращение договора аренды;
  • ­ иные условия.

Эксперт Н.Е. Фирсанова

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта