Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/6-84 от 02.04.2012

НДФЛ: скидка за счет баллов

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросам налогообложения доходов, возникающих при предоставлении организацией, занимающейся железнодорожными перевозками, скидки в стоимости билетов за счет баллов, начисляемых за предыдущее приобретение билетов, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как указывается в рассматриваемом письме, в соответствии с программой лояльности при приобретении железнодорожных билетов физическим лицам начисляются баллы, за которые впоследствии предоставляются скидки при оплате билетов указанными лицами.

1. Налог на доходы физических лиц.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, полученные им товары, выполненные в его интересах работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе.

В данном случае условием получения скидки в стоимости железнодорожных билетов (или непосредственно билетов) является предыдущая оплата физическими лицами билетов в организации, занимающейся железнодорожными перевозками, то есть получение скидки в стоимости билета (получение самого билета) за начисленные баллы можно рассматривать как скидку с цены, предоставляемую физическим лицам, регулярно приобретающим билеты в организации, занимающейся железнодорожными перевозками.

Получение скидки при оплате билетов (получение самого билета) в организации, занимающейся железнодорожными перевозками за баллы, начисляемые за предыдущее приобретение билетов, не является доходом физических лиц, так как физические лица должны осуществлять расходы по оплате проездных билетов в организации, занимающейся железнодорожными перевозками, для получения таких баллов.

2. Налог на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С учетом приведенных требований Кодекса затраты организации, связанные как с реализацией программ лояльности, так и со стимулированием клиентской активности, следует рассматривать как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и учитывать для целей налогообложения в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.

Одновременно сообщаем, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-О-П.

3. По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ответ будет дан дополнительно.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.Разгулин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта