Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/20 от 31.01.2012
ЕНВД: передача в аренду рекламных конструкций
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности по передаче в аренду рекламных конструкций, а также в сфере размещения на рекламных конструкциях наружной рекламы сообщает следующее.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Таким образом, налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций признается лицо, являющееся собственником рекламных конструкций, либо лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией, и осуществляющее деятельность по распространению наружной рекламы (рекламораспространитель), то есть, организация или индивидуальный предприниматель, занимающиеся непосредственным распространением наружной рекламы для заказчика.
При этом предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по передаче в аренду рекламных конструкций и мест на рекламных конструкциях для размещения рекламы арендаторам, не являющимся рекламодателями, не относится к предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы и, соответственно, не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход. Данный вид предпринимательской деятельности должен облагаться налогами в общеустановленном порядке или в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса.
Размещение на рекламных конструкциях наружной рекламы и ЕНВД
Вывод представленного письма заключается в следующем. Для того, чтобы иметь возможность применять систему налогообложения в виде ЕНВД в сфере распространения наружной рекламы при помощи рекламных конструкций, передавать в аренду их нужно арендаторам, являющимся рекламодателями. В противном случае, если вы сдаете в аренду рекламные конструкции и места на них для размещения рекламы арендаторам, которые не являются рекламодателями, такая деятельность не будет признаваться облагаемой ЕНВД, поскольку не выполняется главное условие отнесения к «вмененной» деятельности — распространение наружной рекламы должно осуществляться рекламодателями.
Собственник рекламной конструкции, не осуществляющий размещение рекламы для заказчика, не является плательщиком единого налога на вмененный доход (письмо Минфина России от21.11.2011 № 03-11-11/290).
Находит подтверждение такой подход и в постановлении ФАС Уральского округа от 07.04.2009 № Ф09-1824/09-С3. Здесь судьи четко определили, что исходя из норм статьи 346.27 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком ЕНВД в отношении распространения или размещения рекламы является лицо, осуществляющее деятельность по доведению до потребителей рекламы, рекламной информации.
В конкретном случае плательщик не осуществлял рекламную деятельность, а предоставлял лишь площадь (фасад здания) для размещения средств наружной рекламы рекламодателя.
Поэтому суд вынес решение, что деятельность по предоставлению фасада здания для размещения средств наружной рекламы не относится к предпринимательской деятельности по размещению наружной рекламы и не свидетельствует о том, что организация оказывала услуги в сфере рекламной деятельности.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»