Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Документы по ведомствам

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/76152 от 31.08.2026

НДС при реализации микрофинансовой организацией автомобилей, приобретенных у физлиц в порядке обращения взыскания на предмет залога по договорам займа

Вопрос: У общества с ограниченной ответственностью - микрофинансовой организации (далее по тексту - компания) возник вопрос по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации компанией автомобилей, приобретенных у физических лиц в порядке обращения взыскания на предмет залога.

Выдача займов физическим лицам является основным видом деятельности компании. В качестве предмета залога по займам выступают автомобили. Отдельные физические лица не исполняют обязательства по автозаймам, выданным компанией, в результате чего компания обращает взыскание на предмет залога. После получения постановления о возбуждении исполнительного производства автомобили передаются службе судебных приставов для их реализации по цене, установленной судами. В случае когда повторные торги в рамках исполнительного производства по реализации автомобиля объявлены несостоявшимися, компания, в соответствии с п. 12 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», оставляет автомобили за собой по цене на 25 процентов ниже начальной продажной цены на основании постановления судебного пристава. Впоследствии автомобили реализуются компанией юридическим или физическим лицам на основании договоров купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В то же время п. 5.1 ст. 154 Кодекса в редакции, действующей с 1 апреля 2024 г., предусмотрено, что при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи автомобилей налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со ст. 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, положения данного пункта применяются, в случае если такие физические лица являются собственниками указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные транспортные средства.

Пунктом 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. При этом согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 23 «О применении судами правил о залоге вещей», к отношениям сторон по оставлению залогодержателем за собой предмета залога применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу законодательного регулирования залоговых отношений.

Правомерно ли определение налоговой базы при реализации компанией, получившей право собственности на заложенный физическим лицом автомобиль после объявления повторных торгов этого движимого имущества несостоявшимися и в дальнейшем реализующей указанный автомобиль в целях удовлетворения требований компании по не исполненному физическим лицом обязательству по возврату автозайма, как разницы между ценой реализации, определяемой в соответствии со ст. 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей?

Достаточно ли наличия в качестве документального подтверждения передачи не реализованного на торгах предмета залога следующих документов от службы судебных приставов: предложения взыскателю оставить не реализованное в принудительном порядке имущество за собой, постановления о передаче нереализованного имущества взыскателю и акта о передаче нереализованного имущества должника взыскателю? Обоснованно ли использование в качестве цены приобретения автомобиля его стоимости, указанной в предложении взыскателю оставить не реализованное в принудительном порядке имущество за собой и в постановлении о передаче нереализованного имущества взыскателю?

Возможно ли применение нормы, предусмотренной п. 5.1 ст. 154 Кодекса, применительно к ситуации, когда передача не реализованного на торгах автомобиля произведена до 01.04.2024, а реализация автомобиля - после этой даты?

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 28 июля 2026 г., и по вопросу о применении микрофинансовой компанией положений пункта 5.1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц в порядке обращения взыскания на предмет залога по договорам займа, сообщает следующее. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). В связи с этим операции по реализации автомобилей, являющихся предметом залога, подлежат налогообложению НДС.

Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В то же время пунктом 5.1 статьи 154 Кодекса в редакции, действующей с 1 апреля 2024 г., предусмотрено, что при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи автомобилей налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, положения данного пункта применяются, в случае если такие физические лица являются собственниками указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные транспортные средства.

Пунктом 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 350.2 Гражданского кодекса при объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.

Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, когда в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит залогодателю и организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, залогодателю, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление в письменной форме об оставлении имущества за собой.

С момента получения в письменной форме залогодателем заявления залогодержателя об оставлении имущества за собой залогодержатель, которому движимая вещь была передана по договору залога, приобретает право собственности на предмет залога, оставленный им за собой, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на движимые вещи соответствующего вида.

Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При этом согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 23 «О применении судами правил о залоге вещей», к отношениям сторон по оставлению залогодержателем за собой предмета залога применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу законодательного регулирования залоговых отношений.

Принимая во внимание указанные разъяснения, микрофинансовая компания, получившая право собственности на заложенный физическим лицом автомобиль после объявления повторных торгов этого движимого имущества несостоявшимися и в дальнейшем реализующая указанный автомобиль в целях удовлетворения требований микрофинансовой компании по не исполненному физическим лицом обязательству по возврату займа, вправе при реализации данного автомобиля определять налоговую базу по НДС в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 5.1 статьи 154 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. НОВОСТЬ НДС при продаже МФО залоговых автомобилей.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

–A+

08 октября

Сегодня для бухгалтера

Календарь публикаций

Октябрь 2026

ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.

Даю согласие на обработку моих персональных данных



       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x