Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/6731 от 27.01.2025

НДС для упрощенцев: новые разъяснения Минфина

Вопрос: В соответствии с постановлением Администрации города МУП 05.08.2024 реорганизовано в форме преобразования в ООО (полное правопреемство).

Согласно уставу основной целью создания и предметом деятельности общества является удовлетворение социальных потребностей населения в сфере непроизводственных видов бытового обслуживания - помывка населения.

Основным видом деятельности общества является физкультурно-оздоровительная деятельность, ОКВЭД 96.04. Общество применяет УСН.

Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ внесены изменения в НК РФ, согласно которым при достижении суммы доходов 60 млн организации, применяющие УСН, дополнительно уплачивают НДС.

Доход МУП на момент реорганизации составил 43 млн руб. ООО с момента основания получило доход 33 млн руб. Суммарный доход по состоянию на 1 января 2025 г. превысит 60 млн руб.

Необходимо ли учитывать доход МУП при определении обязанности по уплате НДС?

Возможно ли применение обществом льготы по налогообложению, предусмотренной абз. 6 п. 14.1 ч. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которой физкультурно-оздоровительная деятельность освобождается от НДС, к деятельности по предоставлению банных услуг в случае, если доход общества превысит 60 млн руб.?

Ответ: В связи с обращениями, зарегистрированными в Минфине России 14 января 2025 г., 15 января 2025 г., по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость организацией, оказывающей услуги бани и применяющей упрощенную систему налогообложения, в случае если в 2024 году организация была преобразована из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму (далее соответственно - НДС, УСН), Департамент налоговой политики сообщает.

С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 млн рублей.

Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 «Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица» Гражданского кодекса не применяются.

Таким образом, юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Соответственно, само по себе преобразование одного юридического лица в другое не влечет налоговых последствий, за исключением тех, которые прямо следуют из законодательства.

В силу пункта 1 статьи 55 Кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Установление в налоговом законодательстве применительно к конкретному налогу такого временного параметра, как налоговый (отчетный) период, направлено на однозначное определение совокупности налогозначимых операций (фактов), имевших место в деятельности налогоплательщика в течение этого периода (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № 305-КГ17-6981).

Для целей УСН, как это предусмотрено в статье 346.19 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса, налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом как положения статьи 55 Кодекса, так и положения иных норм Кодекса прямо не регламентируют особенности исчисления налогового периода применительно к УСН при преобразовании одного юридического лица в другое.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Соответственно, для целей пункта 1 статьи 145 и главы 26.2 Кодекса исчисление доходов с начала отчетного (налогового) периода имеет экономическое основание - отграничение субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на применение соответствующего специального налогового режима, от прочих субъектов. Преобразование одного юридического лица в другое налогозначимых для УСН экономических последствий не влечет, вследствие чего в отсутствие прямых указаний в налоговом законодательстве не может влиять на установленный способ исчисления доходов. При ином подходе допустимое гражданским законодательством многократное преобразование организации из одной организационно-правовой формы в другую в течение календарного года каждый раз предполагало бы и возможность нового учета доходов для целей УСН и НДС, что, очевидно, не согласуется с целями данного специального налогового режима.

Таким образом, сущность конструкции коммерческой организации, в том числе подвергшейся преобразованию из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму, для целей пункта 1 статьи 145 и главы 26.2 Кодекса предполагает учет доходов с начала отчетного (налогового) периода, то есть в настоящем случае с 1 января 2024 г.

Соответственно, обязанность организации, преобразованной из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму, по определению суммы доходов за 2024 г. существует без изменения с 1 января 2024 г.

Также отмечаем, что данной правоприменительной практики придерживается в том числе Экономическая коллегия Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2023 г. № 302-ЭС23-2531).

Что касается банных услуг, то в соответствии с шестым абзацем подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие «услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий» Кодексом не предусмотрено, при решении вопросов применения освобождения от налогообложения НДС следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 329-ФЗ), которым определены такие понятия, как «физкультурные мероприятия», «физкультурно-оздоровительная услуга» и «спортивные мероприятия».

Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом № 329-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 32670-2014 «Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия (МКС ОКС 03.080.30)», принятого Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 марта 2014 г. № 65-П), «услуги бань и душевых» определены как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (посетителя), а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение гигиенических (обработка, очистка кожи) и оздоровительных (обеспечение хорошего самочувствия, лечебно-профилактические цели) потребностей потребителя.

Учитывая, что услуги бани относятся к оздоровительным услугам, но не относятся к физкультурно-оздоровительным услугам, оказание услуг бани облагается НДС в общеустановленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА
Комментарий эксперта

НДС для упрощенцев: новые разъяснения Минфина

Минфин России в письме от 27.01.2025 г. № 03-07-11/6731 разъяснил следующие вопросы:

  •  как организации на УСН считать доходы в целях применения НДС с 2025 года, если данная организация в 2024 году была реорганизована в форме преобразования; 
  •  о...

Е. Чимидова, эксперт "НА"

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x