Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/118259 от 26.11.2024
Облагается ли НДС штраф за простой?
Вопрос: Между организациями - резидентами Российской Федерации заключен договор об оказании транспортно-экспедиторских услуг. По данному договору организация является перевозчиком, то есть оказывает услуги по транспортировке груза по заявке заказчика.
Транспортировка подразумевает следующие этапы: прибытие транспортного средства на место погрузки; процесс загрузки/выгрузки транспортного средства в течение определенного количества часов, что оговорено в договоре с заказчиком; перевозка груза в транспортном средстве до места выгрузки.
Под процессом загрузки/выгрузки понимается нахождение транспортного средства на территории места погрузки или выгрузки, с тем чтобы грузоотправитель или грузополучатель имел возможность самостоятельно провести манипуляции с грузом. В процессе манипуляций должен присутствовать водитель транспортного средства.
В процессе работы возникает такое понятие, как простой. Суть его заключается в том, что процесс загрузки или выгрузки может длиться более оговоренных договором часов/суток, то есть время, превышающее этот лимит, и будет являться простоем.
Согласно условиям договора заказчик услуг уплачивает штраф за простой в случае прибытия транспортного средства на погрузку/разгрузку не позднее планового времени погрузки/разгрузки, но если оно провело там более оговоренного времени. В договоре согласована величина штрафа за каждый час/сутки простоя, возникшего на загрузке или выгрузке.
Подлежат ли штрафные санкции за простой, предусмотренные условиями договора, включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость?
Какая ставка НДС применяется к штрафным санкциям за простой транспорта при выполнении перевозки по территории РФ?
Какая ставка НДС применяется к штрафным санкциям при выполнении услуги международной перевозки груза?
Ответ: В связи с указанными обращениями, зарегистрированными в Минфине России 03.10.2024, о порядке применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении сумм штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение анализа договоров.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.
В то же время, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пеней), по существу не являются неустойкой (штрафом, пенями), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что квалификация штрафов в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Департамента.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»