Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/124530 от 10.12.2024
Лицензированная деятельность кружков и секций НДС не облагается
Вопрос: Возможно ли применение освобождения от уплаты НДС (с 01.01.2025) на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении осуществляемой ИП деятельности по предоставлению детям до восьми лет услуг по развитию, досугу (развивающий досуговый кружок для детей) без реализации какой-либо образовательной программы, без выдачи по итогам оказания услуги документа о квалификации, при отсутствии у ИП лицензии на осуществление образовательной деятельности, если при этом, кроме осуществления вышеописанной деятельности, такой ИП также осуществляет деятельность по перевозке пассажиров регулярными маршрутами по нерегулируемым тарифам (что подлежит налогообложению с 01.01.2025 НДС в размере 5%, так как выручка предпринимателя за 2024 г. превысит 60 млн руб.)?
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 18 октября 2024 г., о применении с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН), Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 176-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2025 года индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у этого индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 млн рублей.
В связи с этим если у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН в 2024 году, сумма доходов, определяемых за этот календарный год в порядке, установленном Кодексом, превысит в совокупности 60 млн рублей, то при применении таким индивидуальным предпринимателем УСН с 1 января 2025 года он обязан будет с указанной даты исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Данное освобождение применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.
На основании пункта 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если с 1 января 2025 года индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, обязан будет исполнять обязанности налогоплательщика НДС, то при реализации этим индивидуальным предпринимателем услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях будет применяться освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в случае наличия у него соответствующей лицензии, если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование этих услуг.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»