Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/46013 от 21.05.2024
Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельными участками (сервитута)
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования земельными участками (сервитута).
Ответ: В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 21 марта 2024 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении права ограниченного пользования земельными участками (сервитута) в ситуациях и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории «Сириус», налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Таким образом, порядок уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренный вышеуказанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, применяется в случае предоставления прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус».
В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) налогоплательщиками, не являющимися органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус», исчисление и уплата в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляются в общеустановленном порядке, то есть налогоплательщиками, предоставляющими указанные права.
По вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, будет сообщено дополнительно.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»