Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства труда и социального развития РФ
№15-2/ООГ-2223 от 27.06.2024

Об основаниях проведения внепланового инструктажа по охране труда и порядке внепланового обучения работников требованиям охраны труда

Вопрос: Об основаниях проведения внепланового инструктажа по охране труда и порядке внепланового обучения работников требованиям охраны труда.

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

На основании пункта 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее - Правила).

Основания для проведения внепланового инструктажа по охране труда определены пунктом 16 Правил. Так, в частности, внеплановый инструктаж по охране труда проводится для работников организации в случаях, обусловленных в том числе:

  • изменениями в эксплуатации оборудования, технологических процессах, использовании сырья и материалов, влияющими на безопасность труда;
  • изменениями должностных (функциональных) обязанностей работников, непосредственно связанных с осуществлением производственной деятельности, влияющими на безопасность труда;
  • изменениями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, затрагивающими непосредственно трудовые функции работника, а также изменениями локальных нормативных актов организации, затрагивающими требования охраны труда в организации;
  • выявлением дополнительных к имеющимся на рабочем месте производственных факторов и источников опасности в рамках проведения специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков соответственно, представляющих угрозу жизни и здоровью работников;
  • решением работодателя.

В соответствии с пунктом 61 Правил внеплановое обучение работников требованиям охраны труда должно быть организовано в случаях, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 50 Правил, в течение 60 календарных дней со дня их наступления, если иное не определено требованием должностных лиц федеральной инспекции труда, при установлении несоответствия программы обучения требованиям охраны труда, установленным в нормативных правовых актах. Внеплановое обучение работников по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 50 Правил, проводится при наличии в соответствующих нормативных правовых актах положений о проведении внепланового обучения работников требованиям охраны труда. Внеплановое обучение работников в случаях, предусмотренных пунктом 50 Правил, проводится в объеме требований охраны труда, послуживших основанием для актуализации программ обучения, после их актуализации.

Пунктом 36 Правил установлено, что актуализация программы обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим осуществляется в случаях, указанных в пунктах 50 и 51 Правил.

Вместе с тем представляется, что программа обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим должна не противоречить и учитывать положения приказа Минздрава России от 03.05.2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи».

Дополнительно информируем, что данный ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и является мнением Департамента на отдельно заданные вопросы.


Заместитель директора Департамента условий и охраны труда А.А.ВОРОТИЛКИН

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x