Письмо Министерства экономического развития РФ
№ОГ-Д20-8715 от 16.10.2023
О возникновении и прекращении полномочий единоличного исполнительного органа ООО
Департамент корпоративного регулирования Минэкономразвития России в рамках компетенции рассмотрел обращение, поступившее из Минюста России, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее соответственно - Закон об ООО, Общество) руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества или единоличным исполнительным органом Общества и коллегиальным исполнительным органом Общества. Исполнительные органы Общества подотчетны общему собранию участников Общества и совету директоров (наблюдательному совету) Общества.
Пунктом 1 статьи 40 Закона об ООО предусмотрено, что единоличный исполнительный орган Общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников Общества на срок, определенный уставом Общества, если уставом Общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) Общества, также он может быть избран не из числа участников Общества.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа Общества и принятия им решений устанавливается уставом Общества, внутренними документами Общества, а также договором, заключенным между Обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (пункт 4 статьи 40 Закона об ООО).
Компетенция единоличного исполнительного органа Общества определена в пункте 3 статьи 40 Закона об ООО. В частности, единоличный исполнительный орган Общества без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени Общества, включая доверенности с правом передоверия.
В то же время по общему правилу доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса).
Статьей 188 Гражданского кодекса определен закрытый перечень оснований прекращения доверенности, при этом наличие в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в качестве основания для прекращения доверенности не указано.
Подпунктом л пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. При изменении указанных сведений Общество обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5 Закона о регистрации).
При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 21.1 Закона о регистрации (подпункт б пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации).
В то же время в силу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Таким образом, полномочия единоличного исполнительного органа Общества возникают и прекращаются с момента принятия соответствующего решения компетентным органом Общества, а не со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Одновременно обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отнесенных к его ведению сферах деятельности, в том числе в сфере корпоративных отношений. Вместе с тем Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному толкованию нормативных правовых актов Российской Федерации и представлению разъяснений по вопросам, касающимся корпоративных отношений.
Также согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П официальное разъяснение или толкование положений нормативного правового акта должно приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для таких актов.
В связи с этим представляется возможным высказать только мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»