Информационное сообщение Министерства финансов РФ
№ ИС-аудит-66 от 03.10.2023
Уточнены ограничения на предоставление информации аудиторам
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 622 «Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору» <1> и от 5 апреля 2022 г. № 586 «О некоторых особенностях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с отдельными законодательными актами Российской Федерации» установлены ограничения на предоставление информации и документации аудируемым лицом аудиторской организации, индивидуальному аудитору (далее вместе - аудиторы). В связи с изменениями в порядке раскрытия информации организациями постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 г. № 1573 в указанные выше постановления внесены изменения. Главная цель изменений - обеспечить соответствие между собой актов Правительства Российской Федерации, посвященных связанным вопросам. В частности:
--------------------------------
<1> См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.
в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 622 изменены ссылки на отдельные акты Правительства Российской Федерации, определяющие состав информации и документации, которые не предоставляются аудиторам: постановление от 4 апреля 2019 г. № 400 <2> заменено постановлением от 4 июля 2023 г. № 1102 »Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг»; постановление от 5 марта 2020 г. № 232 <3> заменено постановлением от 13 сентября 2023 г. № 1490 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности» <4>;
--------------------------------
<2> Пункт 1 утратил силу 5 июля 2023 г.
<3> Утратило силу 15 сентября 2023 г.
<4> См. Информационное сообщение ИС-учет-48.
из постановления от 5 апреля 2022 г. № 586 исключено положение о непредоставлении информации и документации кредитными и некредитными финансовыми организациями аудиторам. Это означает, что в отношении ограничений предоставления информации и документации названными организациями аудиторам необходимо руководствоваться общим порядком, установленным постановлением от 19 апреля 2021 г. № 622. В частности, кредитные и некредитные финансовые организации не предоставляют аудиторам информацию и документацию, определенные постановлениями от 4 июля 2023 г. № 1102 и от 13 сентября 2023 г. № 1490 (ранее - согласно постановлению от 5 апреля 2022 г. № 586 не предоставлялась информация и документация, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). Кредитные и некредитные финансовые организации не предоставляют соответствующие информацию и документацию индивидуальным аудиторам, а также аудиторским организациям, находящимся под контролем иностранных лиц (ранее - согласно постановлению от 5 апреля 2022 г. № 586 не предоставлялась любым субъектам аудиторской деятельности).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 г. № 1573 устранена правовая неопределенность в отношении того, в каком составе и объеме аудируемое лицо не представляет информацию и документацию аудиторам: аудитору не предоставляется информация и документация ровно в том составе и (или) объеме, в которых она не раскрыта и (или) не предоставлена либо не планируется к раскрытию и (или) предоставлению (ранее - требование не формулировалось).
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2023 г. № 1573 вступило в силу 6 октября 2023 г.
Утверждена Модель оценки рисков несоблюдения
законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральное казначейство осуществляет контроль (надзор) соблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) <5>. В целях этого контроля (надзора) приказом Федерального казначейства от 13 июля 2023 г. № 13н утверждена Модель оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ранее - модель не утверждалась).
--------------------------------
<5> См. Информационные сообщения ИС-аудит-44.
Аудиторские организации могут быть отнесены к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательством в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ: высокий, повышенный, умеренный, низкий. Основными параметрами такого отнесения являются:
индикатор риска, присвоенный Росфинмониторингом;
общественная значимость организаций, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводила аудиторская организация;
негативные события в деятельности аудиторской организации, свидетельствующие о несоблюдении ею требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Модель оценки рисков предназначена для планирования контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Оценка уровня риска должна проводиться Федеральным казначейством не реже одного раза в год.
Приказ Федерального казначейства от 13 июля 2023 г. № 13н вступил в силу с 4 сентября 2023 г.
Установлен новый порядок ведения
перечней сетей аудиторских организаций
Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» 22 сентября 2023 г. утвердила Порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций (ранее - применялся порядок, принятый Советом по аудиторской деятельности 24 марта 2016 г.). Такие перечни предназначены, в частности, для применения при ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций и составлении статистической отчетности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а также для организаций-заказчиков аудиторских услуг при выборе аудиторской организации, индивидуального аудитора.
В перечни сетей аудиторских организаций включаются объединения организаций, целью создания которых является взаимодействие этих организаций; причем организации, входящие в объединения, обладают одной или несколькими характеристиками, приведенными в Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций - членов Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», утвержденных решением Правления Ассоциации «Содружество» 22 июля 2016 г. (в редакции от 14 мая 2021 г.). Для включения в перечень сетей заинтересованное объединение организаций должно представить соответствующее заявление и ряд документов в Ассоциацию «Содружество». Решение о включении объединения организаций в перечень российских или международных сетей аудиторских организаций принимает Правление Ассоциации «Содружество». Перечни сетей аудиторских организаций публикуются на официальном Интернет-сайте Ассоциации «Содружество» www.sroaas.ru (ранее - на официальном Интернет-сайте Минфина России).
С началом ведения перечней сетей аудиторских организаций Ассоциацией «Содружество» публикация аналогичных документов на официальном Интернет-сайте Минфина России прекращается.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»