Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/15399 от 01.12.2021
Об НДС при торговле сырьем между компаниями из ЕАЭС для переработки на территории России
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО (Республика Беларусь) (далее - Общество) по вопросу, касающемуся порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации Обществу российским налогоплательщиком сырья для переработки на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Как следует из рассматриваемого обращения, а также устной информации, полученной в рабочем порядке от представителя Общества, Общество приобретает у российского налогоплательщика (г. Москва) сырье (бумагу), которое в качестве давальческого сырья без ввоза на территорию Республики Беларусь перевозится по территории Российской Федерации на завод-переработчик в г. Санкт-Петербург, являющийся другим юридическим лицом, с которым Обществом заключен договор на производство переплетного материала на давальческой основе. Готовый продукт переработки давальческого сырья с завода в г. Санкт-Петербурге ввозится на территорию Республики Беларусь в адрес Общества. По мнению Общества, поставщик сырья обязан применить нулевую ставку НДС, а у Общества возникает обязанность исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь сырья (бумаги) в продукте переработки, а также по уплате НДС заводу-переработчику со стоимости услуг по переработке сырья. В этой связи, применение поставщиком ставки НДС 20 процентов к стоимости сырья (бумаги) приведет к двойному налогообложению.
При рассмотрении указанного вопроса, по мнению ФНС России, необходимо руководствоваться следующим.
Порядок применения НДС во взаимной торговле Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регламентируется положениями Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору (далее - Протокол).
Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах ЕАЭС определены статьей 72 Договора. Так, согласно пункту 1 указанной статьи Договора, взимание НДС во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
Согласно пункту 2 раздела I Протокола для целей Протокола понятие «импорт товаров» означает ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена ЕАЭС, а понятие «экспорт товаров» означает вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Согласно пункту 3 раздела II Протокола, при экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола. При этом, место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, если иное не установлено пунктом 3 раздела II Протокола.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, приобретенный Обществом на территории Российской Федерации у российского налогоплательщика товар (сырье, бумага) перевозится на завод в г. Санкт-Петербург, где подвергается переработке и производится качественно иной товар - переплетный материал. Далее, продукт переработки ввозится на территорию Республики Беларусь. В этом случае, сырье (бумага) территорию Российской Федерации не покидает, в связи с чем экспорта именно бумаги не происходит и, соответственно, налогообложение операций по реализации поставщиком на территории Российской Федерации сырья (бумаги) Обществу производится по налоговой ставке 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Что касается налогообложения работ по переработке на территории Российской Федерации давальческого сырья (бумаги), приобретенного Обществом без ввоза на территорию Республики Беларусь, то согласно пункту 31 раздела IV Протокола применение нулевой ставки НДС предусмотрено только в отношении операций по реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена ЕАЭС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства-члена ЕАЭС и не предусмотрено для случая, когда сырье приобретается и перерабатывается на территории одного и того же государства- члена ЕАЭС.
Одновременно ФНС России отмечает, что поскольку рассматриваемая ситуация не урегулирована сторонами Договора и Протокола, то в целях избежания двойного налогообложения, рассмотрение поставленного в обращении Общества вопроса целесообразно вынести на обсуждение Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»