Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-11/96708 от 06.10.2022

О возможности предоставления налогоплательщикам НПД имущественных и социальных вычетов, аналогичных вычетам по НДФЛ

В связи с обращением, поступившим письмом от 21.09.2022, Департамент налоговой политики благодарит Вас за внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает, что обращения граждан внимательно рассматриваются при подготовке соответствующих изменений.

Вместе с тем отмечаем следующее.

Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), являясь добровольным, предлагает гражданам более льготные условия налогообложения по сравнению с иными режимами налогообложения.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон) физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД.

Налоговые ставки по НПД установлены в размерах: 4 процента в отношении доходов, полученных от физических лиц, и 6 процентов в отношении доходов, полученных от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (статья 10 Федерального закона).

Кроме того, согласно статье 12 Федерального закона лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, имеют право на уменьшение суммы НПД на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом с начала применения специального налогового режима НПД.

Таким образом, лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, уплачивают налог по налоговой ставке, которая ниже более чем в 2 раза налоговой ставки по НДФЛ.

В этой связи оснований для предоставления налогоплательщикам НПД имущественных и социальных налоговых вычетов, аналогичных налоговым вычетам, предусмотренным главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, не имеется.

Одновременно сообщаем, что отношения по заключению договора между кредитной организацией и клиентом являются гражданско-правовыми и не предусматривают возможности административно-правового воздействия на юридически равноправные стороны этих отношений.

При этом необходимо учитывать, что при заключении договора стороны руководствуются принципом свободы договора, установленным статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обращаем внимание, что кредитные организации, являясь юридическими лицами, самостоятельно определяют направления своей работы, принимают решения по всем вопросам своей деятельности, а также самостоятельно разрабатывают внутренние документы, определяющие в том числе порядок кредитования клиентов.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.Прокаев

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x