Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/11468@ от 31.08.2022

Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросам определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (далее - налог) исходя из среднегодовой стоимости имущества и применения методики расчета обесценения активов организации и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем, по вышеуказанным вопросам полагаем возможным рекомендовать следующее.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 375 Кодекса, при определении налоговой базы по налогу как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества объектом налогообложения признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая база по налогу определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств организации.

Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н (далее - ФСБУ 6/2020), установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (пункт 25).

Согласно пункту 38 ФСБУ 6/2020, организация проверяет основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", введенным в действие на территории России приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (далее - МСФО 36).

Полномочия налоговых органов, определенные Кодексом, и МСФО 36 не предусматривают указанное в Письме подтверждение налоговым органом правомерности применения организацией методики расчета обесценения активов и проведение оценки методики расчета среднегодовой стоимости имущества.

Налоговые органы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налога в бюджетную систему Российской Федерации, в т.ч. посредством проведения налоговой проверки и в форме налогового мониторинга (пункт 1 статьи 82, пункт 1 статьи 87 Кодекса).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Минфин России.

С учетом изложенного при необходимости за разъяснениями перечисленных в Письме терминов и определений, содержащихся в МСФО 36 и используемых налогоплательщиком-организацией для обоснования результатов обесценения активов, целесообразно обращаться в Минфин России. При этом направление соответствующего запроса МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не требует согласования с Управлением налогообложения имущества ФНС России.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта