Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/7907 от 27.06.2022
Об определении остаточной стоимости ОС при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО от 02.06.2022 о порядке применения Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее — ФСБУ 6/2020) в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (далее — налог) и сообщает следующее.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм ФСБУ 6/2020 в целях определения налоговой базы по налогу.
Вместе с тем по указанному вопросу полагаем возможным рекомендовать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость).
Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Согласно пункту 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики отражаются ретроспективно (как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено ФСБУ 6/2020.
В соответствии с пунктом 49 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с пунктом 49 ФСБУ 6/2020. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с ФСБУ 6/2020.
В письме от 05.04.2022 № 07-01-09/28453 Минфином России разъяснено, что ФСБУ 6/2020 не содержит ограничений допустимых способов определения ликвидационной стоимости основных средств. Однако избранный экономическим субъектом способ должен обеспечивать исполнение соответствующих требований к формированию в бухгалтерском учете информации, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, в частности
Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, и ФСБУ 6/2020.
Обращаем внимание на то, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета, является Министерство финансов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, официальное разъяснение и вопросы изменений федеральных стандартов бухгалтерского учета относятся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»