Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№14-6/ООГ-3682 от 03.06.2022
О ведении работодателем трудовой книжки
Вопрос:
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31.12.2020, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются. Правильно ли мы понимаем, что данная норма не распространяется на тех лиц, кто уже работал? Если известно, что трудоустраивающийся после 31.12.2020 г. без трудовой книжки (по причине утраты) гражданин ранее работал, запрещено ли оформлять ему бумажную трудовую книжку?
Ответ:
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение (№ ОГ-27791 от 20 мая 2022 г.), и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (далее - Положение), Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (далее - Федеральный закон № 439-ФЗ) каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно мог подать работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Кодекса.
Если работник не подал ни одно из заявлений до 31 декабря 2020 г., то работодатель продолжает вести его трудовую книжку в соответствии со статьей 66 Кодекса.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При приеме на работу лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (абзац 3 часть первая статья 65 Кодекса).
Сведения о трудовой деятельности по форме СТД-ПФР (утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2020 № 23н) могут быть получены в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац четвертый части четвертый статьи 66.1 Кодекса), в которой информация в случае перехода работника на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде будет отражена.
Кроме того, работодатель направляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (далее - форма СЗВ-ТД) по форме и порядку ее заполнения, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 730п (далее - Порядок).
В частности Порядок определяет правила заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)" и представления ее в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3. раздела II (Правила заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)") Порядка, работодатель подает сведения о дате подачи работником заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности.
Таким образом, в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации хранятся сведения о застрахованном лице, в том числе о подачи им заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, что не позволит лицам, поступающим на работу злоупотреблять правом.
В соответствии с, частью пятой статьи 65 Кодекса в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
С учетом изложенного считаем, что при возникновении у работодателя обязанности по оформлению работнику трудовой книжки при трудоустройстве в соответствии с частью пятой статьи 65 Кодекса, работнику выдается дубликат трудовой книжки, который заполняется в соответствии с положениями Порядка ведения и хранения трудовых книжек утвержденного приказом Минтруда России от 19 мая 2021 г. № 320н.
О ведении работодателем трудовой книжки
Минтруд России в письме от 03.06.2022 г. № 14-6/ООГ-3682 разъяснил, когда и как новому работнику нужно оформить новую трудовую книжку.
Трудовая книжка: бумажная или электронная
Каждый работник до 31 декабря 2020 года включительно мог подат�...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»