Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-04-01/15916 от 04.03.2022
О признании здания (строения, сооружения) административно-деловым центром, если участок, на котором оно расположено, не предназначен для размещения офисов, в целях налога на имущество организаций
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при формировании перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется по кадастровой стоимости (далее — Перечень), и сообщает.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Исходя из норм статьи 378.2 Кодекса указанные объекты недвижимого имущества подлежат включению в Перечень при условии, если объект недвижимого имущества отвечает критериям, установленным пунктами 3 — 4.1 статьи 378.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Кодекса в целях статьи 378.2 Кодекса административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 12.11.2020 № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика») указал на то, что «положение Кодекса не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно только из вида разрешенного использования земельного участка, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения)».
В этой связи, по мнению Департамента, в случае если вид разрешенного использования земельного участка не соотносится с условием, указанным в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Кодекса, то для отнесения расположенного на нем здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру для целей налогообложения и формирования Перечня должно использоваться условие, обозначенное в подпункте 2 пункта 3 статьи 378.2 Кодекса.
Вопросы применения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков не относятся к компетенции Департамента.
В настоящее время в Минфине России проводится работа над совершенствованием положений статьи 378.2 Кодекса в рамках основных направлений налоговой политики и рассматривается вопрос, в частности, о том, что начиная с налогового периода, определенного субъектом Российской Федерации, ежегодный Перечень административно-деловых и торговых объектов не будет формироваться.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»