Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства экономического развития РФ
№Д24и-10329 от 07.04.2022

О проверках ККТ, в том числе начатых до 1 марта 2022 г.

Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России рассмотрел письмо по отдельным вопросам организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - контроль за применением контрольно-кассовой техники), с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление № 336) и сообщает.

1. По вопросу завершения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, начатых до 1 марта 2022 г., отмечаем.

Постановлением № 336 установлены ограничения на осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При этом на основании пункта 5 постановления № 336 контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с данным постановлением и не завершенные на день вступления в силу настоящего постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.

Отмечаем, что с 1 марта 2022 г. оценка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляется в рамках контроля за применением контрольно-кассовой техники, к организации и осуществлению которого применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ.

С учетом изложенного проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, начатые до 1 марта 2022 г. и не завершенные на момент вступления в силу постановления № 336, подлежат завершению в порядке, предусмотренном пунктом 6 указанного постановления.

2. По вопросу выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений отмечаем.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 постановления № 336 допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при условии согласования с органами прокуратуры по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России в рамках контроля за применением контрольно-кассовой техники (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ).

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 7 постановления № 336 после вступления в силу данного постановления по результатам контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием предписание об устранении нарушений может быть выдано в случае выявления нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

Отмечаем, что в случае если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 7 постановления № 336, то есть не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается.

При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

3. По вопросу возбуждения дел об административном правонарушении отмечаем.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 постановления № 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.

Отмечаем, что указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получения таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, а также с использованием систем информационного взаимодействия.

С учетом изложенного оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом.

Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.

4. По вопросу применения положений постановления № 336 к организации и осуществлению отдельных видов контроля отмечаем.

В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ положения указанного Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, надзора в национальной платежной системе.

Таким образом, особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренные постановлением № 336, не распространяются на указанные виды контроля.


Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования А.В.Вдовин
Комментарий эксперта

О проверках ККТ, в том числе начатых до 1 марта 2022 г.

Минэкономразвития России в письме от 07.04.2022 г. № Д24и-10329 ответило на вопросы по проверкам контрольно-кассовой техники в 2022 году в связи с введенным мораторием на плановые проверки.

Кто и когда может прийти с проверкой в 2022 году?

П...

Эксперт "НА" Е.Чимидова

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x