Письмо Федеральной налоговой службы
№СД-4-3/18371@ от 28.01.2022
О чеках, которые обязаны выставлять самозанятые
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам, связанным с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - НПД), сообщает следующее.
По вопросу № 5 «Возможность законодательного выставления чеков за период (совокупно за неделю или месяц, а не по каждой сделке) и соответственно оплаты услуг за аналогичный период».
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Федеральный закон № 422-ФЗ) при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения НПД, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 422-ФЗ чек должен быть сформирован плательщиком НПД и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Таким образом, плательщиком НПД в мобильном приложении или веб-версии мобильного приложения «Мой налог» чек формируется по каждому расчету с покупателем (заказчиком).
Одновременно сообщаем, что налоговый орган уведомляет плательщика НПД через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 422-ФЗ).
Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения плательщиком НПД деятельности (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 422-ФЗ).
По вопросу № 6 «Правила при аннулировании чека; возможно ли восстановление налогового вычета при аннулировании или перевыставлении чека от самозанятого (в настоящее время вычеты «сгорают» при перевыставлении чека)».
Плательщик НПД вправе скорректировать ранее переданные налоговому органу сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки (часть 4 статьи 8 Федерального закона № 422-ФЗ).
Одновременно сообщаем, что при аннулировании чека налоговый вычет (бонус) в размере 10 000 руб., предусмотренный частью 1 статьи 12 Федерального закона № 422-ФЗ, восстанавливается в онлайн-режиме.
При этом перерасчет налога по аннулированным чекам производится в автоматическом режиме в период с 9 по 12 число месяца, следующего за месяцем, в котором были аннулированы чеки.
По вопросу 12. «Стандарты и регламент работы площадок, агрегирующих самозанятых и предоставляющих услуги по их администрированию и пр.; законодательное регулирование сферы агрегаторов».
Операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет» (части 4 статьи 3 Федерального закона № 422-ФЗ).
Протокол информационного обмена, порядок информационного взаимодействия, требования (критерии) к операторам электронных площадок и кредитным организациям, осуществляющим взаимодействие с налоговыми органами, размещены на официальном сайте ФНС России https://№pd.№alog.ru/ в разделе «Налог на профессиональный доход/Информационные материалы».
По вопросам, связанными с порядком регулирования отношений компаний с налогоплательщиками НПД.
Для оценки наличия в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков рисков совершения налоговых правонарушений, в том числе в части привлечения к выполнению работ физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД, учитываются критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
В соответствии с 12-м критерием оценки рисков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим НПД, налоговым органом исследуются определенные признаки, свидетельствующие о высокой вероятности формальности правоотношений с указанными лицами и указывающие по своей сути на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.
Статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).
Налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля оценивает, ведется ли налогоплательщиками соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск в порядке, установленном гражданским законодательством с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, отвечающая условиям, регулируемым трудовым законодательством.
В свою очередь, налоговые претензии предъявляются налогоплательщикам, привлекающим физических лиц, применяющих НПД, в случае выявления фактов злоупотребления, подтверждающих недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога.
Более того, исчерпывающий перечень документов и обстоятельств деятельности, на основании которых сделки, совершенные с физическими лицами, применяющими НПД, не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления в порядке статьи 54.1 Кодекса, не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога, а также об использовании формального документооборота в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
Рекомендации по проведению налогового контроля с учетом норм статьи 54.1 Кодекса приведены в письме ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.
Одновременно сообщается, что в настоящее время подготовлен проект изменений к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором будут учтены типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с физическими лицами, применяющими НПД, а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ «человекоёмких» отраслей.
В рамках указанных изменений прорабатывается вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ физических лиц, применяющих НПД в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и соответственно незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.
В указанных случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом являются:
1) Организационная зависимость физических лиц, применяющих НПД, от своего «Заказчика», то есть:
1.1) Регистрация физического лица в качестве налогоплательщика НПД - обязательное условие «Заказчика»;
1.2) «Заказчик» распределяет физических лиц, применяющих НПД, по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
1.3) «Заказчик» определяет режим работы физических лиц, применяющих НПД, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
1.4) Работник «Заказчика» непосредственно руководит и контролирует работу физического лица, применяющего НПД, на объекте (администраторы объектов);
2) Инфраструктурная зависимость физического лица от «Заказчика», то есть выполнение работы полностью материалами, инструментами и оборудованием «Заказчика»;
3) Порядок оплаты услуг физического лица, применяющего НПД, и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.
Соответствие указанным признакам характеризует физическое лицо, применяющее НПД, как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.
О чеках, которые обязаны выставлять самозанятые
В письме от 28.12.2021 № СД-4-3/18371@ специалисты ФНС разъяснили, могут ли самозанятые формировать чеки совокупно за неделю или месяц, и восстанавливается ли налоговый вычет (бонус) при аннулировании такого спецчека. Кроме того, пр...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»