Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№15-2/ООГ-2831 от 21.09.2021
О прохождении обязательных предварительных медосмотров при приеме на работу
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение от 24 августа 2021 г., поступившее по вопросу, связанному с порядком проведения обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Исходя из положений статьи 213 Кодекса и принятых в ее развитие совместного приказа Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н (далее - Приказ № 988н/1420н) и приказа Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н (далее - Приказ № 29н) основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:
1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);
3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI Приказа № 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Приказу № 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Кроме того, необходимо учитывать, что работник может быть направлен на медицинский осмотр по нескольким основаниям, как выполняющий одну или несколько работ, предусмотренных главами VI (виды работ) Приказа № 988н/1420н и Приказа № 29н, так и подвергающийся воздействию одного или нескольких вредных и (или) опасных производственных факторов, поименованных в главах I - V Приказа № 988н/1420н и Приказа № 29н.
Следует отметить, что Приказ № 988н/1420н подготовлен в пределах полномочий Минтруда России и в соответствии с частью 1 статьи 213 Кодекса в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.
Соответствующих полномочий, связанных с вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия населения, у Минтруда России не имеется, в связи с чем перечень отдельных работ, при выполнении которых работники также подлежат прохождению обязательных медицинских осмотров, включен в Приказ № 29н (пункты 23 - 27 раздела VI приложения к Приказу № 29н).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608, вопросы, связанные с порядком проведения обязательных медицинских осмотров (в том числе в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний), отнесены к компетенции Минздрава России. В этой связи вопрос о порядке прохождения предварительных медицинских осмотров отдельных категорий работников (в том числе работников коммунально-бытовых служб) находится в компетенции Минздрава России.
Также сообщаем, что данное письмо Департамента не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.
О прохождении обязательных предварительных медосмотров при приеме на работу
Минтруд разъяснил, чем руководствоваться, чтобы понять, надо ли человеку проходить предварительный медосмотр.
О чем поведали чиновники
Статьей 213 ТК РФ определены категории сотрудников, проходящих обязательные предвари...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»