Письмо Федеральной налоговой службы
№АБ-4-20/8056@ от 09.06.2021
О применении ККТ с ФН 1.2
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами по применению ККТ, осуществляющей формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2 при осуществлении расчетов за товары, маркированные средствами идентификации (далее - маркированные товары), а также в дополнение к письму ФНС России от 27.11.2019 № ЕД-4-20/24156@ сообщает следующее.
Статьями 4 и 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) установлены новые требования к контрольно-кассовой технике (далее - ККТ), применяемой пользователями при осуществлении расчетов за маркированные товары, а также в отношении фискальных накопителей (далее - ФН). Указанные новые требования к ККТ и ФН вступили в силу 06.08.2019.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи ККТ, осуществляющие расчеты за маркированные товары, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в информационные системы маркировки, в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении ККТ, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой ККТ оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при принятии нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к ККТ или ФН:
ККТ и ФН, которые соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и которые не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут быть включены в реестр ККТ и реестр ФН в течение одного года со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. Такие ККТ и ФН, которые включены в реестр ККТ и реестр ФН, не подлежат исключению из реестра ККТ и реестра ФН в связи с их несоответствием требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта;
ККТ и ФН, которые включены в реестр ККТ и реестр ФН, соответствуют требованиям, действовавшим до дня вступления в силу указанного нормативного правового акта, и не соответствуют требованиям, измененным указанным нормативным правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра ККТ и реестра ФН в связи с их несоответствием указанному нормативному правовому акту в течение двух лет со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта. В случае, если в течение двух лет со дня принятия указанного нормативного правового акта ККТ и ФН не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативным правовым актом, такие ККТ и ФН подлежат исключению соответственно из реестра ККТ и реестра ФН, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ ФН контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах с этим ФН в установленном порядке, может применяться пользователем в такой ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.
Согласно пункту 2.1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи ККТ, у которых в соответствии с требованиями других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов возникает обязанность, для исполнения которой в применяемой ими ККТ, зарегистрированной в налоговых органах с ФН в порядке, установленном до дня вступления в силу этих требований, необходимо произвести замену ФН до истечения срока действия его ключей фискального признака, могут применять этот ФН в ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.
Таким образом, изготовителям ККТ и ФН было предоставлено два года на приведение производимых ими ККТ и ФН в соответствие с новыми требованиями к ККТ и ФН, которые истекают 06.08.2021.
В настоящее время в реестр ФН включены сведения о следующих моделях ФН, которые поддерживают форматы фискальных документов версии 1.05, 1.1 и 1.2 и соответствуют новым требованиям к ФН (далее - ФН-М):
- шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных фискальный накопитель "ФН-1.1М исполнение Ин15-1М" с максимальным сроком действия ключей фискального признака 15 месяцев;
- шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных фискальный накопитель "ФН-1.1М исполнение Ин36-1М" с максимальным сроком действия ключей фискального признака 36 месяцев.
Экземпляры иных моделей ФН, включенные в реестр ФН, которые поддерживают форматы фискальных документов версии 1.05 и 1.1 и не поддерживают форматы фискальных документов версии 1.2 (далее - ФН-1.1), не соответствуют новым требованиям к ФН.
Таким образом, все экземпляры ФН-1.1 подлежат исключению из реестра ФН после 06.08.2021, за исключением тех ФН-1.1, которые были зарегистрированы в налоговых органах в составе ККТ в установленном порядке до 06.08.2021.
В этой связи пользователи ККТ, которые имеют в наличии экземпляры ФН-1.1, могут зарегистрировать их в составе ККТ в установленном порядке до 06.08.2021 и применять в составе этой ККТ до окончания срока действия их ключей фискального признака вне зависимости от факта осуществления расчетов за маркированный товар.
Пользователям, имеющим в наличии экземпляры ФН-1.1, рекомендуется заблаговременно зарегистрировать их в составе ККТ.
После 06.08.2021 регистрация экземпляров ФН-1.1 в составе ККТ не будет производиться.
В этой связи сообщаем, что пользователи ККТ, которые применяют ККТ с ФН-1.1, зарегистрированными в установленном порядке до 06.08.2021, при осуществлении расчетов за маркированные товары вправе формировать фискальные документы в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.05 и 1.1 до окончания срока действия ключей фискального признака в таких ФН-1.1.
Пользователи ККТ, применяющие ФН-М в составе модели (версии модели) ККТ, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, при осуществлении расчетов за маркированные товары после 06.08.2021 должны перейти на использование новой версии этой модели ККТ или на использование иной модели (версии модели) ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2.
При этом переход с прежней версии модели ККТ, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, на использование новой версии этой же модели ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, не влечет за собой необходимость замены в ней применяемого ФН-М на новый ФН-М до окончания сроков действия ключей фискального признака в применяемом ФН-М.
В случае, если реестр ККТ не содержит сведений о том, что для применяемой пользователем модели (версии модели) ККТ, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, была разработана и включена в реестр ККТ новая версия этой же модели ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, пользователь вправе применять прежнюю версию этой модели ККТ до того момента, пока в применяемом пользователем ФН-М не истечет срок действия ключей фискального признака, при условии регистрации такой ККТ с ФН-М или перерегистрации в связи с заменой ФН-М до 06.08.2021.
Пользователи ККТ, которые планируют применять ККТ при осуществлении расчетов за маркированные товары, после 06.08.2021 вправе регистрировать в налоговых органах новую ККТ или перерегистрировать применяемую ККТ в связи с заменой ФН только в том случае, если они обеспечивают формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2.
В случае отсутствия в реестре ККТ сведений о модели (версии модели) ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, пользователь ККТ, который планирует применять ККТ при осуществлении расчетов за маркированные товары, после 06.08.2021 вправе зарегистрировать в налоговых органах новую ККТ или перерегистрировать применяемую ККТ в связи с заменой ФН, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2.
Обращается внимание, что частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливается административная ответственность, в том числе, за применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, а также с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ порядка и условий ее применения.
При осуществлении расчетов за маркированные товары применение ККТ, не обеспечивающей формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, в том случае, когда пользователь обязан применять ККТ, обеспечивающую формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
При этом, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие в реестре ККТ сведений о модели (версии модели) ККТ, обеспечивающей формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, либо отсутствие у пользователя ККТ возможности приобрести или ввести в эксплуатацию такую модель (версию модели) ККТ, а равно отсутствие у пользователя возможности обновить используемую им модель ККТ до версии модели ККТ, обеспечивающей формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, по обстоятельствам, не зависящим от него (отсутствие на рынке такой модели (версии модели) ККТ), может служить доказательством отсутствия вины пользователя в части применения при осуществлении расчетов за маркированные товары модели ККТ, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2.
Таким образом, административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, не может быть признано применение пользователем при осуществлении расчетов за маркированные товары модели (версии модели) ККТ, которая не обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, в случае, если пользователь в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ при осуществлении расчетов за маркированные товары был обязан применять ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, но при этом он не смог начать применять такую ККТ в связи с тем, что сведения о ней отсутствуют в реестре ККТ, либо в связи с тем, что пользователь, по независящим от него причинам, не может получить от изготовителя ККТ необходимую ему ККТ, либо начать применять ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2.
Доказательством того, что пользователь, по независящим от него причинам, не может получить от изготовителя ККТ необходимую ему ККТ, может являться договор между пользователем и изготовителем ККТ, в котором указана дата поставки требуемой ККТ пользователю от изготовителя ККТ более поздняя, чем та дата, когда налоговыми органами был выявлен факт применения пользователем ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, а также с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ порядка и условий ее применения.
При этом такой договор на поставку ККТ между пользователем и изготовителем ККТ не может быть заключен ранее той даты, когда модель этой ККТ будет включена в реестр ККТ, а срок поставки ККТ от изготовителя ККТ пользователю в этом договоре не должен превышать разумный срок с момента включения этой модели ККТ в реестр ККТ.
Также доказательством того, что пользователь, по независящим от него причинам, не может начать применять имеющуюся у него модель ККТ, которая обеспечивает формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, может являться договор между пользователем и сервисной организацией, которая осуществляет ввод требуемой ККТ пользователя в эксплуатацию, в котором указана дата ввода ККТ в эксплуатацию более поздняя, чем та дата, когда налоговыми органами был выявлен факт применения пользователем ККТ, не соответствующей установленным требованиям, а также с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ порядка и условий ее применения.
При этом такой договор на ввод ККТ в эксплуатацию между пользователем ККТ и сервисной организацией не может быть заключен ранее той даты, когда модель этой ККТ будет внесена в реестр ККТ, а срок ввода ККТ в эксплуатацию, указанный в договоре, не должен превышать разумные сроки с момента получения этой ККТ пользователем.
Также сообщается, что по имеющейся у ФНС России информации, предоставленной профессиональными участниками рынка (изготовителями ККТ, центрами технического обслуживания и т.д.) и крупнейшими пользователями ККТ, максимальный срок поставки ККТ от изготовителя ККТ пользователю не превысит 3 месяцев с момента включения этой модели ККТ в реестр ККТ и максимальный срок ввода ККТ в эксплуатацию не превысит 5 дней с момента получения этой ККТ пользователем. По информации, полученной ФНС России от изготовителей ККТ, предельный срок подачи ими в ФНС России заявлений на включение в реестр ККТ сведений о моделях ККТ, которые обеспечивают формирование фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2, не выйдет за пределы 01.02.2022. При этом по имеющейся информации от изготовителей ККТ по некоторым моделям ККТ не планируется поддержка формирования фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2 (далее - список моделей ККТ без планируемой поддержки ФФД 1.2).
В этой связи ФНС России доведет дополнительно список моделей ККТ, по которым началась или планируется сертификация ККТ с поддержкой формирования фискальных документов в соответствии с форматами фискальных документов версии 1.2 (далее - список моделей ККТ с планируемой поддержкой ФФД 1.2) и список моделей ККТ без планируемой поддержки ФФД 1.2.
Одновременно сообщается, что с 06.08.2021 допускается перерегистрация ККТ по причинам, не связанным с заменой ФН, с возможностью продолжить применять этот ФН в ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»