Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 25.05.2020
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПОРТОВ И ТЕРМИНАЛОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19
Данное Руководство разработано для морских и речных портов, занятых пассажирскими операциями, в целях создания плана профилактики, предотвращения и контроля распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также принятия мер в соответствии с действующими международными и национальными требованиями и рекомендациями по предотвращению завозных случаев заболевания и рецидивов внутренних эпидемий.
Организация взаимодействия береговых структур, судов, прибывающих из разных стран или регионов Российской Федерации, затронутых коронавирусной инфекцией в разной степени, обеспечение мер профилактики и контроля санитарного состояния прибывающих судов, терминалов, иных зданий и сооружений, предназначенных для работы с пассажирами и экипажами пассажирских судов, применение мер защиты здоровья персонала портов и медицинских работников включены в состав документа (инфографика в Приложении 1).
Прим. редакции. Приложение 1 не приводится.
1. Общие положения и нормативные ссылки
1. Общие нормативные правовые документы, регулирующие предупреждение распространения COVID-19 в морских и речных портах, портовых средствах.
1.1 В целях обеспечения безопасного функционирования морских и речных портов, занятых пассажирскими операциями, разрабатывается система мер по обеспечению деятельности в условиях повышенной опасности от пандемии коронавируса COVID-19.
Руководство основано на существующих международных и национальных требованиях и рекомендациях, включая рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организации (ИМО), Международной палаты судоходства (МПС), требования Роспотребнадзора и Росморречфлота.
1.2 Морской вокзал (терминал) - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров <1>.
--------------------------------
<1> П. 7 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Речной вокзал (порт) (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования <2>.
--------------------------------
<2> Ст. 3 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".
Причал, пристань - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал и другое техническое сооружение подобного рода.
Все суда означает для целей настоящих рекомендаций все морские суда, на которые распространяется действие Кодекса торгового мореплавания, а также все суда, на которые распространяется действие Кодекса внутреннего водного транспорта.
1.3 Порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа регламентируется правилами перевозок пассажиров и их багажа, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта <4>. В настоящее время применяются Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 № 72.
--------------------------------
<4> Ст. 3 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации".
1.4 Ключевые положения, положенные в основу Руководства:
- раннее выявление потенциальных распространителей коронавирусной инфекции;
- применение средств индивидуальной защиты (СИЗ), мер индивидуальной гигиены, обеспечение социальной дистанции между людьми;
- обеспечение быстрой передачи информации о вирусной опасности всем сотрудникам порта, соответствующим службам реагирования и оказания помощи.
2. Классификация портов и портовых средств
Портовые средства, обеспечивающие пассажирские операции, классифицируются по следующим критериям:
- технологическое предназначение портового средства, определяющее величину пассажиропотока;
- географический характер пассажиропотока.
По технологическому предназначению портовые средства подразделяются на:
- пассажирские порты;
- отдельные пассажирские терминалы (в т.ч. в морских торговых портах);
- пристани (причалы), где выполняются пассажирские операции.
Географический характер пассажиропотока подразделяется на:
- прибывающий из сильно пострадавших стран (с более чем 5000 подтвержденных случаев заболевания);
- прибывающий из умеренно пострадавших стран.
3. Меры по организации пассажирских и сервисных операций в порту для снижения риска распространения COVID-19
3.1 Пассажирские и сервисные операции различаются по критериям партионности и ритмичности перемещения масс людей:
- пассажирские операции - единовременное, сонаправленное (высадка/посадка) относительно непродолжительное перемещение больших масс людей строго по выделенным коридорам в условиях непрерывного контроля персонала портового средства, а также государственных служб;
- сервисные операции (предоставление свободной практики, агентирование, снабжение, снятие отходов и мусора, бункеровка, текущий ремонт и обслуживание, грузовые операции, сюрвейерный осмотр, технические освидетельствования, клининг, дезинфекция и пр.) - непрерывное противонаправленное продолжительное перемещение небольших групп людей и отдельных лиц по различным маршрутам вне непрерывного контроля персонала портового средства, а также государственных служб.
Основной мерой, направленной на снижение риска распространения COVID-19, является организация множественного доступа с разделением по времени (тайм-слот) персонала, задействованного в выполнении сервисных операций, с обеспечением непрерывности его контроля (использование предписанных средств индивидуальной защиты, следование установленными маршрутами, исключение непроизводственных контактов и пр.) в пределах портового средства.
3.2 Меры, принимаемые в ходе выполнения основных операций по обработке судна в порту:
Лоцманская проводка. Встречающий и страхующий матросы, лоцман(ы), а также члены экипажа, находящиеся на ходовом мостике, должны использовать СИЗ, включающие защитные очки. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.
Исключаются контакты лоцманов с членами экипажа, не задействованными в процессе управления судном, в том числе, в процессе следования на ходовой мостик и оставления судна, и пассажирами. Запрещено нахождение на ходовом мостике лиц, не имеющих непосредственного отношения к процессу управления судном.
Швартовка. Работники порта, занятые в швартовых операциях судна (швартовка и отшвартовка, перестановка судна), используют СИЗ. По окончании работ рабочая одежда, рабочие рукавицы и многоразовые защитные очки сдаются для чистки и дезинфекции.
Оформление прихода судна. Вахтенная служба судна, представители администрации судна и члены комиссии должны использовать индивидуальные средства защиты, включающие защитные очки, а для членов комиссии - бахилы. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.
Исключаются контакты членов комиссии с членами экипажа, непосредственно не задействованными в работе комиссии, и пассажирами. В случае необходимости указанных контактов члены экипажа и пассажиры используют СИЗ.
Операции, связанные с грузом и багажом. Организовывается круглосуточный вахтенный контроль доступа на судно. Производится обязательная бесконтактная температурометрия входящих лиц с записью в журнале посещения судна.
Исключается доступ на судно лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами.
Производится регулярное (каждые 2 часа) проветривание грузовых помещений и общественных помещений в надстройке судна.
Обеспечивается применение в грузовых и общественных помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности), а также ежедневная дезинфекция системы вентиляции грузовых помещений судна с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия.
4. Организация доступа лиц в порт
4.1 Существующая система транспортной безопасности обеспечивает круглосуточный контроль всех пунктов доступа в порт или портовое средство (терминал). Вход на морской (речной) вокзал (терминал) должен иметь четкие предупреждающие знаки о необходимости использования средств индивидуальной защиты в его помещениях и на территории.
4.2 При наличии технической возможности в пределах морского (речного) вокзала выделяются зоны прибытия и отправления пассажиров. Пассажирские потоки не пересекаются на всем пути следования. При невозможности выделения отдельных зон прибытие и отправление пассажиров разделяется по времени.
В пассажирских терминалах должна быть четко налажена маршрутизация и организация посадки на суда для недопущения скопления большого количества пассажиров.
Проход через досмотровую зону (пост охраны КПП) организовывается индивидуальный, раздельный на вход и выход. В терминале наносится напольная (наземная) маркировка, позволяющая соблюдать необходимую социальную дистанцию (не менее 2 метров) между пассажирами в очереди.
Непосредственно вблизи зоны досмотра выделяется отдельное закрывающееся помещение(я) с контролем доступа для оперативной изоляции лиц с имеющимися симптомами заболевания ("красная зона" или карантинная зона).
Контакты между лицами, прошедшими КПП, и лицами, ожидающими пропуск, исключаются с использованием инженерно-технических средств.
4.3 Для контроля пассажиров устанавливаются калиброванные бесконтактные термометры в соответствующих местах. Всем прибывающим и убывающим пассажирам измеряется температура тела, а прибывающие пассажиры заполняют стандартную декларацию о состоянии здоровья. Визуально определяется наличие внешних признаков респираторных заболеваний, являющихся возможным свидетельством инфицирования коронавирусом COVID-19. Температура тела, измеренная бесконтактным способом, должна быть не выше 37.5 °C.
Прим. редакции. Приложение 3 не приводится.
Декларация о состоянии здоровья (Приложение 3) включает жалобы на состояние здоровья, сведения о повышенной температуре тела, респираторных явлениях, наличии контакта с заболевшими коронавирусной инфекций в течение 14 дней до прибытия на судно и подписывается пассажиром. В случае, если лица, прибывающие в пассажирский терминал, не проверены надлежащим способом, то вахта у входа в терминал и у трапов прибывающих судов должна аналогично опрашивать всех посетителей, не проявлялись ли у них за последние 14 дней симптомы острых респираторных заболеваний (боли в горле, насморк, кашель, боли и ломота в теле, диарея, потеря обоняния и пр.) и не совершали ли они в последние 14 дней поездки в другие страны/регионы (не касается прибывающих судов). Если таковые симптомы и лица выявляются, то проход в пассажирский терминал или на пассажирское судно им запрещается, и производится доклад руководству терминала.
4.4 Ношение СИЗ (защитные маски или респираторы, одноразовые халаты/костюмы, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки) для сотрудников терминала, выполняющих обязанности по непосредственному контролю доступа в порт, является обязательным на постоянной основе в соответствии с уровнем риска порта.
Рабочая форма указанных сотрудников должна подвергаться централизованной высокотемпературной паровой дезинфекции в течение 20 - 40 минут или ультрафиолетовой обработке в течение 1 - 2 часов, когда они не работают в течение дня. В экстренных случаях на одежду можно наносить для протирания или распыления 75%-ный спирт.
При использовании одноразовых защитных масок персонал порта должен периодически (1 раз в 2 часа) менять маску на новую. Перчатки в течение рабочей смены также должны периодически меняться или обрабатываться антисептическим раствором в надетом на руках положении.
Сотрудники, обеспечивающие контроль пассажиров и иных лиц, должны на регулярной основе (не реже 1 раза в 2 часа) мыть руки с мылом или обрабатывать руки кожными антисептиками.
4.5 При проверке документов предпочтение отдается бесконтактным методам. Однако вне зависимости от применяемых способов проверки документов следует обеспечить безопасную дистанцию не менее 1 метра между представителем порта и посетителем в течение всего времени, а также между отдельными членами дежурной смены.
Средства связи с медицинской службой порта для оказания соответствующей медицинской помощи или эвакуации должны иметься в постоянной готовности.
4.6 Пассажиры и посетители, входящие в порт (морской или речной вокзал, причал), информируются об опасности пандемии коронавируса COVID-19, а также мерах, принятых в порту.
При нахождении на территории портового объекта обязательно постоянное использование средств индивидуальной защиты.
4.7 Для судов, прибывших из стран или регионов, сильно пострадавших от пандемии коронавируса COVID-19, выделяется отдельный причал, на котором стоянки иных судов запрещены до выхода данного судна из порта и проведения дезинфекции причала. Пассажиры, находящиеся на таких судах, выходят из порта в специально выделенное время через карантинную зону ожидания для уменьшения пересечения людских потоков. После убытия пассажиров в карантинной зоне ожидания проводится дезинфекция.
5. Меры профилактики, контроля состояния и ограничения для персонала, пассажиров и посторонних лиц в порту для снижения риска распространения COVID-19
5.1 В порту принимаются все необходимые меры профилактики, контроля состояния и ограничения для персонала, пассажиров и посторонних лиц. Службы пассажирского терминала обеспечивают проверку всех входящих пассажиров, членов экипажей судов и посетителей надлежащим способом (анкетирование, измерение температуры тела, опрос жалоб, осмотр).
Предварительное получение медико-санитарной информации обеспечивается через судового агента, от компании-перевозчика, либо непосредственно при оформлении прихода судна в порт. Это значительно облегчает проведение барьерных мероприятий непосредственно в пассажирском терминале (морском или речном вокзале).
5.2 У входа в пассажирский терминал и на причалах у трапов прибывающих судов должен быть размещен антисептический гель (кожный антисептик) в локтевых/автоматических дозаторах.
5.3 Все пассажиры, члены экипажа судна, представители контролирующих органов и структур, сервисные специалисты, прочий технический персонал (далее - посетители) обязаны носить защитные лицевые маски и одноразовые защитные перчатки при нахождении в общественных местах. Во время сопровождения пассажирам и посетителям следует держаться друг от друга на безопасной социальной дистанции (рекомендуется 2 метра). Рекомендации по одеванию СИЗ приведены в Приложении 2.
Прим. редакции. Приложение 2 не приводится.
Маска должна плотно прилегать к лицу, полностью закрывая нос и рот. Когда маска надета или снимается, руки не должны касаться наружного слоя маски, чтобы избежать загрязнения рук. После загрязнения маска должна быть немедленно заменена на новую, а руки должны быть очищены дезинфицирующим средством как до, так и после замены.
5.4 Измерение температуры тела бесконтактным способом производится всем лицам, входящим в пассажирский терминал, и выходящим с судов в порту. Любой посетитель, чья температура превышает 37,5 °C, или тот, кто не использует средства индивидуальной защиты, в пассажирский терминал не допускается.
5.5 При обнаружении пассажиров с симптомами болезни, их следует направить в карантинную зону и вызвать медицинскую службу порта для принятия последующего решения и информирования медико-санитарных властей региона. Для целей последующего контроля предоставляется личная информация о пассажирах и контактные номера мобильного телефона.
5.6 При каждой посадке пассажиров в автобус во время экскурсии дезинфекция рук пассажиров является обязательной. Все лица, сопровождающие экскурсионные автобусы во время тура, снабжаются средствами для дезинфекции рук.
Для чистки и дезинфекции рук рекомендуется использовать дезинфицирующие салфетки на спиртовой основе. Руки следует держать подальше от носа, рта и глаз, когда нет уверенности, что руки чистые. При чихании или кашле следует стараться опустить голову или отвернуться от окружающих людей, а также прикрыть рот и нос салфеткой или согнутым локтем. После этого руки должны быть очищены мылом или дезинфицирующим средством для рук под проточной водой с последующей дезинфекцией рук.
5.7 Многоразовые защитные очки должны быть стерилизованы и высушены каждый раз после использования. Защитные очки с антизапотевающей пленкой промываются чистой водой, затем подвергаются воздействию прямого ультрафиолетового излучения ближнего действия в течение более чем 30 минут в помещениях, где нет людей.
5.8 Пассажирам и членам экипажей судов не разрешается приносить еду на борт судна/выносить еду с судна. Прием пищи на рабочих местах запрещен.
5.9 Туалеты в пассажирских терминалах должны быть отдельными для работников терминалов и для посетителей, снабжены только бумажными полотенцами.
5.10 Зоны прохода посетителей в пассажирских терминалах, а также туалетные комнаты и другие общественные места должны регулярно (не реже 1 раза в 2 часа) дезинфицироваться и проветриваться.
5.11 Обеспечиваются меры контроля систем вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствии со структурой и планировкой терминалов, а также с учетом местного климата для лучшей циркуляции воздуха. При умеренной температуре двери и окна могут быть открыты. При использовании системы кондиционирования воздуха, можно запустить полный режим работы с притоком наружного воздуха без режима рециркуляции, чтобы сохранить воздух чистым. Вытяжные вентиляторы должны очищаться и дезинфицироваться один раз в месяц
5.12 Измерение температуры тела персонала пассажирских терминалов производится бесконтактными термометрами дважды в течение рабочей смены. Результаты термометрии заносятся в Журнал фиксации температуры и симптомов COVID-19 персонала пассажирского терминала. В случае, если у работника температура тела превышает 37,3 °C, он отстраняется от работы, изолируется и направляется в лечебное учреждение на санитарном транспорте. В дальнейшем такой работник допускается к работе при предъявлении справки из лечебного учреждения о выздоровлении или об отсутствии у него заболевания.
Прим. редакции. Приложение 4 не приводится.
5.13 В рамках мер по обеспечению режима работы порта в условиях регистрации спорадической заболеваемости COVID-19 на территории необходимо предусмотреть обеспечение персонала в соответствии с установленным уровнем риска (Приложение 4):
- неснижаемым запасом СИЗ (защитные маски или респираторы, одноразовые защитные халаты/костюмы, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки);
- дезинфицирующими средствами вирулицидного действия;
- бесконтактными термометрами;
- кожными антисептиками, дезинфицирующими салфетками;
- одноразовой посудой для использования в столовых.
6. Организация доступа транспортных средств и грузов в порт
6.1 Завоз и вывоз грузов и транспортных средств на территорию портового средства осуществляется по предварительным заявкам, с организацией множественного доступа с разделением по времени (тайм-слот).
6.2 Проход водителей, экспедиторов, членов локомотивных бригад, составителей и иных лиц, прибывающих на транспортных средствах, через досмотровую зону, отделенную от зоны прохода пассажиров, (пост охраны КПП) с визуальным выявлением симптомов и контролем температуры тела, осуществляется индивидуальный, раздельный на вход и выход, после постановки транспортных средств в инспекционно-досмотровые комплексы.
6.3 Досмотровые средства дезинфицируются на регулярной основе. В проходах досмотра предусматриваются дезинфицирующие средства для рук.
6.4. В портах с высоким уровнем риска на транспортных средствах, въезжающих на пассажирские суда (паромы) для перевозки, рекомендуется производить дезинфекцию кабин и поверхностей, за которые обычно берутся руками в процессе грузовых операций.
7. Удаление и накопление отходов, связанных с обеспечением противодействия распространению COVID-19
Все одноразовые средства защиты после их использования должны быть помещены в желтые мешки для медицинских отходов. После накопления они должны быть опрысканы или посыпаны до полного пропитывания хлорсодержащим дезинфицирующим средством (500 мг/л - 1000 мг/л) перед очисткой и упакованы в плотно завязанный полиэтиленовый пакет для централизованной утилизации в качестве медицинских отходов.
Места хранения медицинских отходов после их сдачи подвергаются влажной очистке и дезинфекции.
8. Особые случаи портовых операций, снижение риска распространения COVID-19 (обработка опасных грузов, грузовые операции на паромах с пассажирами, дезинфекция)
8.1 Производство грузовых работ на судне, перевозящем пассажиров, производится строго в следующих последовательностях:
- вначале погрузка грузов, затем - посадка пассажиров;
- вначале высадка пассажиров, затем - выгрузка грузов.
8.2 Погрузка и выгрузка автомобильных и железнодорожных паромов может производиться одновременно с посадкой и высадкой пассажиров, исключая непосредственный контакт пассажиров (кроме водителей) с транспортными средствами. Визуальное выявление симптомов и контроль температуры тела водителей производятся отдельно от пассажиров.
8.3 Не допускается контакт судовых агентов, стивидоров, докеров-механизаторов, грузовых сюрвейеров и иных лиц, обеспечивающих выполнение погрузочно-разгрузочных работ и сопутствующих коммерческих операций, с пассажирами.
Во время нахождения на территории портового средства и на судне указанный персонал постоянно использует средства индивидуальной защиты.
Категорически не допускается пребывание пассажиров в зонах проведения погрузочно-разгрузочных работ, в грузовых помещениях судов, на складах и грузовых площадках портовых средств.
8.4 Дезинфекция общественных зон порта должна проводиться в соответствии с рекомендациями по профилактике коронавирусной инфекции COVID-19 в общественных местах, руководством по методам дезинфекции в общественных местах и руководством по применению дезинфицирующих средств. Рекомендуется, чтобы порты с низким уровнем риска проводили профилактическую дезинфекцию по мере необходимости, в то время как порты с умеренным или высоким уровнем риска должны проводить дезинфекцию чаще, вплоть до ежедневного применения. Увеличивается частота дезинфекции по мере необходимости и увеличения пассажиропотока в ключевых местах массового скопления людей.
8.5 Ежедневная профилактическая дезинфекция проводится в общественных зонах пассажирского терминала порта. Она включает дезинфекцию воздуха с использованием естественной вентиляции там, где это возможно. Дезинфицирующее средство с содержанием хлора от 250 мг/л до 500 мг/л или спрей диоксида хлора 250 мг/л могут быть применены в течение не менее 30 минут, а 2%-ная перекись водорода с ультранизким объемом распыления 10 мл/м3 может быть использована в местах массового скопления людей в течение 60 минут. Вентиляция производится после завершения дезинфекции.
Регулярная дезинфекция поверхности производится в местах массового скопления людей и наличия поверхностей, за которые обычно берутся руками (например, стойки регистрации, стойки проверки документов, кнопки в лифтах, дверные ручки и поручни, торговые автоматы и пр.). Рекомендуется использовать дезинфицирующее средство на основе хлора с концентрацией от 250 мг/л до 500 мг/л или спрей диоксида хлора с концентрацией 250 мг/л.
8.6 В случае обнаружения подозрения или подтвержденного случая заболевания в терминале порта производится внеочередная дезинфекция терминала.
После того, как медицинские службы вывезут больного из терминала порта производится дополнительная дезинфекция карантинной зоны, где находился человек с подозрительными симптомами. Дополнительная дезинфекция выполняется профессиональными службами с использованием химических дезинфицирующих средств.
Рекомендуется один из следующих способов:
8.6.1. Устройства для дезинфекции газообразной перекисью водорода могут быть использованы для комплексного обеззараживания воздуха, окружающей среды и поверхности объектов. Конкретная операция может быть выполнена в соответствии с инструкцией по эксплуатации оборудования.
8.6.2. 0.5% пероксиуксусная кислота, 3% перекись водорода или 500 мг/л диоксида хлора могут быть приняты для обеззараживания воздуха путем аэрозольного распыления с 10 - 20 мл/м3. Окна должны быть закрыты перед дезинфекцией, а поверхность и пространство должны быть равномерно опрысканы, начиная сверху вниз, а затем слева направо. Окна могут быть открыты для вентиляции после 60 минут по окончании дезинфекции.
8.6.3. Для зон массового скопления и карантинной зоны можно наносить путем распыления в течение не менее 30 минут или протирания дезинфицирующее средство на основе хлора с концентрацией от 1000 мг/л до 2000 мг/л. Если есть очевидные загрязненные объекты, то дезинфицирующее средство на основе хлора 10000 мг/л применяется в течение более 30 минут.
9. Особенности пассажирских операций на внутренних водных путях Российской Федерации
9.1 Речные вокзалы, причалы, пристани и плавучие объекты, к которым могут подходить пассажирские суда, характеризуются относительно малыми размерениями используемых судов и низким уровнем инженерно-технического оборудования отдельных пристаней, причалов, дебаркадеров и иных портовых средств (включая технические средства охраны).
В этих условиях опасность представляют неконтролируемые противоправные самовольные перемещения пассажиров, в т.ч. в обход устройств для посадки/высадки и мест доступа в портовое средство.
9.2 Основной мерой, направленной на снижение риска распространения COVID-19, является заблаговременное информирование пассажиров о недопустимости противоправных действий и необходимое инженерно-техническое дооборудование отдельных пристаней, причалов, дебаркадеров мобильными комплексами инженерно-технических средств охраны судов и портовых объектов. Регулярное проведение дезинфекции указанных объектов проводится на основе, характерной для низкого уровня риска. При повышении риска инфицирования в конкретном регионе Российской Федерации местные пассажирские перевозки приостанавливаются.
9.3 Для местных линий одним из возможных способов обеспечения социальной дистанции во время перевозки являются оптимизированные схемы посадки пассажиров (обычно на 20% меньше нормативной вместимости) и запрет на стоячие места даже для перевозки на малых расстояниях. Объявления о порядке поведения пассажиров с целью противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19 передаются по общесудовой громкоговорящей трансляции.
10. Технические средства снижения риска распространения COVID-19
10.1 К техническим средствам снижения риска распространения COVID-19 относятся:
Технические средства диагностической направленности (помогающие выявить заболевшего человека);
Технические средства индивидуальной и коллективной защиты от вирусов и других микроорганизмов;
Технические средства дезинфекции (обеззараживания).
10.2 К первой группе относятся диагностические лабораторные тест-системы, контактные/бесконтактные термометры и тепловизионные системы досмотра. Последние наиболее актуальны для пассажирских терминалов, где поток посетителей довольно интенсивен, и измерение температуры тела термометрами занимает большее время и снижает скорость потока посетителей по маршруту. Современные тепловизионные системы досмотра работают в автоматическом режиме по заданному алгоритму выявления лиц с повышенной температурой тела с достаточно малой погрешностью.
В настоящее время применение лабораторных диагностических тест-систем является достаточно громоздким, специфическим, длительным и дорогостоящим процессом и не применимо в условиях пассажирских терминалов. Однако инновационные технологии предполагают скорое появление экспресс-тестов (систем), позволяющих за короткий промежуток времени выявить заболевшего (носителя) вируса COVID-19. Внедрение экспресс-систем в пассажирских терминалах считается оправданным.
10.2 К техническим средствам индивидуальной защиты от вирусов и других микроорганизмов относятся разного рода респираторы и защитные костюмы. К техническим средствам коллективной защиты от вирусов и других микроорганизмов относятся технические системы фильтрации с обеззараживанием воздуха и вентиляции помещений, залов, отсеков и пр. В них применяются различные технологии очистки, фильтрования, ультрафиолетового облучения проходящего воздуха, его высокотемпературной обработкой, охлаждением и увлажнением. В местах длительного пребывания пассажиров проводится обеззараживание воздуха с помощью очищающих установок. В туалетных комнатах и карантинной зоне рекомендуется использовать рециркуляторы воздуха.
10.3 К техническим средствам дезинфекции (обеззараживания) относятся аппараты ультрафиолетового облучения воздуха и поверхностей (открытого и закрытого типа), дезинфекционные комплекты, аппараты и машины.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»