Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
№А19-2529/2019 от 07.11.2019


Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Кадниковой Л.А., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2019 года по делу № А19-2529/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 года по тому же делу,
установил:

открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062; далее - фонд социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконными действий в виде отказа в предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год, выраженного в письме от 20.12.2018 № 07-15/06-07-11/06-14371-отв.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 года, заявленные требования удовлетворены. С фонда в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Фонд социального страхования (филиал № 1), не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в материалах дела имеется расчет по форме 4-ФСС, подтверждающий наличие задолженности по страховым взносам на момент подачи заявления на установление скидки. Повторное обращение с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу действующим законодательством не предусмотрено. Учитывая, что фонд освобожден от уплаты государственной пошлины согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина взыскана с него неправомерно.

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с пунктом 3 которых установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:

а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;

б) отсутствие у страхователя на день подачи заявления выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пеней и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно пункту 2 которой скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.11.2011 фондом социального страхования издан приказ № 2499, согласно которому обществу отказано в предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год в связи с наличием задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки в сумме 00 рублей 39 копеек за 9 месяцев 2018 года.

Пунктом 1.2. статьи 24 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что при обнаружении страхователем в поданном им в территориальный орган страховщика расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в территориальный орган страховщика уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.

С учетом положений пункта 1.2. статьи 24 Федерального закона № 125-ФЗ, страхователь воспользовался правом и 30.11.2018 (до периода на который устанавливается скидка) представил по телекоммуникационным каналам связи подписанные электронной цифровой подписью руководителя уточненные расчеты по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2018, в которых скорректировал данные.

Задолженность по страховым взносам в размере 00 руб. 39 коп. образовалась ошибочно, в связи с тем, что в отчете за август 2018 года страхователем была завышена сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, на 162 рубля 50 копеек. В результате завышения базы для начисления страховых взносов сумма взносов ошибочно завышена на 00 рублей 39 копеек.

Письмом № 07-15/06-07-11/06-14371-отв от 20.12.2018 в пересмотре размера скидки фондом отказано, учитывая, что при первоначальном обращении общества с заявлением задолженность в размере сумме 00 рублей 39 копеек имелась, при этом страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 125-ФЗ.

Не согласившись с ответом фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что действия фонда в виде отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год неправомерны и затрагивают права и законные интересы заявителя.

При этом суды правомерно указали, что страхователь самостоятельно выявил и устранил ошибку, не приводящую к занижению суммы страховых взносов, до срока установления скидки на 2019 год, представив уточненный расчет по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2018 года, а также 19.11.2018 перечислил фонду сумму недоимки в размере 00 рублей 39 копеек.

Следовательно, имеются основания для признания незаконными действий фонда в виде отказа в предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год, выразившихся в письме от 20.12.2018 № 07-15/06-07-11/06-14371-отв.

Исходя из изложенного, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.

В кассационной жалобе фонд указывает на неправомерность взыскания с него государственной пошлины в связи с тем, что он освобожден от уплаты государственной пошлины согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем возможность освобождения государственных (либо муниципальных) органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный (или муниципальный) орган.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2019 года по делу № А19-2529/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 


Председательствующий И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ Судьи Л.А.КАДНИКОВА А.И.РУДЫХ
Комментарий эксперта

Как незначительная ошибка в расчете по взносам на травматизм привела к отказу в скидке к тарифу

Тех, кто претендует на льготы по налоговым платежам, проверяют досконально и при малейшей возможности в преференциях отказывают. Один из главных показателей – состояние расчетов с бюджетом, и если имеется недоплата, даж...

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x