Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/19925 от 30.09.2019
О признании физического лица налоговым резидентом РФ и подтверждении статуса налогового резидента иностранного государства
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.
1. В отношении признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации.
Для определения налогового статуса физического лица применяются соответствующие положения главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (пункт 3 статьи 207 Кодекса).
По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в данном налоговом периоде, определяющий порядок обложения налогом на доходы физических лиц его доходов, полученных за налоговый период.
Кодекс не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, и позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории Российской Федерации.
Критерии признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося Государства, установленные в пункте 2 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение), применяются только для целей самого Соглашения в случаях, если в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи Соглашения физическое лицо, исходя из налогового законодательства каждого из Договаривающихся Государств, будет одновременно являться резидентом обоих Договаривающихся Государств, то есть как Российской Федерации, так и Республики Беларусь.
2. В отношении подтверждения у физического лица статуса налогового резидента иностранного государства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 232 Кодекса установлено, что налоговый агент - источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту - источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент - источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»