Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Решение Федеральной налоговой службы
№ СА-4-9/11730@ от 19.06.2019

Тема налогового спора: Правомерность истребования в ходе проверки документов, которые, по мнению Заявителя, не относятся к предмету ее проведения

Тема налогового спора: Правомерность истребования в ходе проверки документов, которые, по мнению Заявителя, не относятся к предмету ее проведения

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Учитывая отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

Позиция налогоплательщика: Заявитель полагает, что Инспекцией истребовано избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильность исчисления НДС)). При этом Общество отмечает, что согласно сложившейся судебной практике оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табеля учета рабочего времени сотрудников не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Согласно пункту 12 статьи 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в соответствии со статьей 93 Кодекса направлены Заявителю требования от 14.03.2019, от 27.03.2019 и от 02.04.2019 о представлении документов, на основании которых Заявителю необходимо в течение 10 дней со дня вручения требований представить в налоговый орган документы за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, в том числе: главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера; копии штатного расписания; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; журналы-ордера, ведомости, анализы счетов и субсчетов, анализы субконтор за проверяемый период с разбивкой по кварталам; карточки по счетам по контрагентам.

Не согласившись с данными требованиями Общество обратилось в Управление с жалобой, в которой приведены доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 08.05.2019, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управление со ссылками на статьи 23, 31, 54, 82, 89, 93 Кодекса сообщило, что у налогового органа имеются полномочия запрашивать (истребовать) для ознакомления и изучения документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, на основании требований, направленных Инспекцией Обществу в ходе проведения выездной налоговой проверки. При этом у Заявителя имеется обязанность по их предоставлению.

Управление в решении от 08.05.2019 отметило, что налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине «их не относимости, по его мнению, к предмету проверки». Поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, на который указанная обязанность возложена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.

Также, учитывая отсутствие в Кодексе закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

Управлением указано, что для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявленными вычетами по НДС, требуется оценка налогового органа отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.

На основании изложенного Управлением в решении от 08.05.2019 сделан вывод о том, что истребованные Инспекцией у Общества документы по требованиям от 14.03.2019, от 27.03.2019 и от 02.04.2019 отвечают признакам относимости к предмету выездной налоговой проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем указанные требования налогового органа являются обоснованными.

Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в жалобе, Управлением рассмотрены и в решении от 08.05.2019 им дана надлежащая оценка.

Кроме того, Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 № 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.


Комментарий эксперта

При ВНП от фирмы могут потребовать все что угодно

Какие именно документы инспекторы вправе истребовать у компании в ходе выездной налоговой проверки? Данный вопрос стал ключевым в споре между фискалами и организацией. В итоге ФНС России вынесла вполне предсказуемое, но чрезвычайно невыгодное фирмам решение: ревизоры могут рассчитывать на любые бумаги, которые посчитают нужными.

Нам всего и побольше

Организация просила признать незаконными действия инспекторов, истребова...

А.В. Веселов, кандидат экономических наук, аудитор

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта