Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-05/73719 от 15.10.2018
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и налога на роскошь, а также о повышении ставки налога на добавленную стоимость сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Меры, направленные на налогообложение престижного потребления, реализованы путем увеличения налоговой нагрузки на собственников дорогих объектов недвижимости и дорогих легковых автомобилей в рамках налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога.
Так, главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Кодекса с 1 января 2015 года предусмотрено повышенное налогообложение налогом на имущество физических лиц зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей и машиномест, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. В отношении таких объектов предельная налоговая ставка составляет 2 процента кадастровой стоимости.
В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн рублей) с 1 января 2014 года главой 28 "Транспортный налог" Кодекса предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога.
3. Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено повышение размера ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов с 1 января 2019 года.
В то же время сохраняются льготы по налогу на добавленную стоимость в виде освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Указанное повышение ставки налога на добавленную стоимость приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
Минфин против прогрессивной шкалы НДФЛ
Повышенное налогообложение престижного потребления уже реализовано. Собственники дорогих объектов недвижимости и легковых автомобилей платят больше. Поэтому вводить прогрессивную шкалу НДФЛ нецелесообразно. А дополнительные доходы для �...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»