Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-06-03/72948 от 14.12.2015

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о нарушении конституционных прав налогоплательщика в связи с возвратом уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество по договору участия в долевом строительстве и сообщает.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Определении от 7 ноября 2008 г. N 1049-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоги, обеспечивая финансовую основу деятельности государства, являются необходимым условием его существования, соответствующие органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. При этом законно установленным налог (сбор) считается тогда, когда его уплата определена законом.

На основании статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 данного пункта, уплачивается организациями в размере 22 000 рублей, физическими лицами - 2000 рублей.

При этом физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, признаются плательщиками государственной пошлины (статья 333.17 НК РФ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если не установлено иное, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 11-П установлено, что состоявшийся согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ платеж государственной пошлины еще не означает, что с ее уплатой действительно наступили или непременно наступят обстоятельства, составляющие законное основание этого сбора.

Одновременно сообщаем, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, подлежит возврату.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 НК установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. Учитывая изложенное, отказ уполномоченного органа в государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество по обоснованной причине не предусмотрен в качестве основания для возврата уплаченной налогоплательщиком государственной пошлины и, соответственно, уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.

Аналогичная позиция Конституционного Суда Российской Федерации о законности отказа в возврате уплаченной государственной пошлины при наличии вынесенного решения об отказе в совершении юридически значимого действия изложена в Постановлении от 23 мая 2013 г. N 11-П.

В случае повторного обращения в уполномоченный орган за государственной регистрацией прав на данный объект недвижимого имущества плательщик сбора обязан будет уплатить государственную пошлину еще раз.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики В.А.ПРОКАЕВ

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x