Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/15437 от 20.03.2015

ПСН, УС: определение средней численности при совмещении спецрежимов

Вопрос:

Об определении ограничения в виде средней численности работников ИП, совмещающим ПСН и УСН.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке определения ограничения в виде среднесписочной численности работников индивидуальным предпринимателем, совмещающим патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе упрощенной системой налогообложения).

Пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Согласно пункту 6 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 346.45 Кодекса патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Налоговым периодом признается календарный год. Если патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент (пункты 1 и 2 статьи 346.49 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса установлено, что упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, в том числе патентной системой налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса индивидуальный предприниматель не вправе применять упрощенную систему налогообложения, если средняя численность его работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

При этом согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение и (или) несоответствие указанному требованию.

Согласно статье 346.19 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Таким образом, продолжительность налогового периода, за который определяется ограничение в виде средней численности работников для патентной системы налогообложения и для упрощенной системы налогообложения, может быть разной.

Поэтому налогоплательщик, совмещающий указанные налоговые режимы, должен вести раздельный учет средней численности работников как в целях применения патентной системы налогообложения, так и в целях применения упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, вправе иметь наемных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с патентной системой налогообложения, за налоговый период не превышает 15 человек.

Вместе с тем обращаем внимание, что независимо от количества выданных индивидуальному предпринимателю патентов общая средняя численность привлекаемых наемных работников по всем видам деятельности, облагаемым в рамках патентной системы налогообложения, не должна превышать за налоговый период 15 человек.

При этом информируем, что средняя численность наемных работников определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Так, согласно пункту 81.1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 года № 428, в среднюю численность работников не включаются работники, находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Р.А. Саакян

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x