Письмо Федеральной налоговой службы
№СА-4-9/23437@ от 26.12.2013
Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, Служба) в целях обеспечения единообразия порядка взаимодействия налоговых органов и структурных подразделений налоговых органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налоговой проверки, составленным по результатам выездной или камеральной налоговой проверки, а также по актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) (далее - акт налогового контроля), и при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц сообщает следующее.
Действие настоящего письма не распространяется на жалобы, поданные в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
1. Взаимодействие структурных подразделений налогового органа при проведении, оформлении и рассмотрении результатов мероприятий налогового контроля, подготовке проекта решения по делу о налоговом правонарушении.
При поступлении в налоговый орган письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица (его представителя), в отношении которого проводилась налоговая проверка, или лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах (далее - лицо), на акт налогового контроля структурное подразделение налогового органа, в функции которого входит документационное обеспечение налогового органа (далее - подразделение документационного обеспечения), регистрирует его в ведомственной системе электронного документооборота (далее - СЭД) и направляет на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления письменных возражений (пояснений, ходатайств).
Резолюция руководителя (заместителя руководителя) налогового органа скрепляется с письменными возражениями (пояснениями, ходатайством) на акт налогового контроля. В СЭД в регистрационной карточке документа формируется электронная резолюция.
До исполнителей, поименованных в резолюции, регистрационная карточка документа доводится в электронном виде средствами СЭД. Оригинал документа выдается исполнителю, поименованному в резолюции первым, соисполнителям выдаются копии.
Если при регистрации письменных возражений (пояснений, ходатайства) на акт налогового контроля в СЭД в регистрационную карточку вкладывается сканированный образ документа, направлять соисполнителям копии возражения (пояснения, ходатайства) на бумажном носителе не требуется.
Структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, не позднее 2 рабочих дней со дня поступления в указанное подразделение письменных возражений лица обеспечивает возможность ознакомления должностных лиц подразделения досудебного урегулирования налоговых споров с материалами налоговой проверки или материалами дела об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (далее - материалы налогового контроля), и документами, представленными лицом, а также направляет в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров копию извещения лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля.
При подготовке заключения по письменным возражениям (пояснениям, ходатайствам) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров при необходимости направляет в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, и (или) иные структурные подразделения налогового органа запрос о предоставлении пояснений по доводам письменных возражений и материалам налогового контроля. Структурное подразделение налогового органа, получившее указанный запрос, не позднее 2 рабочих дней или иного срока, согласованного с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, представляет в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров пояснения по поставленным вопросам.
Рассмотрение материалов налогового контроля проводится с участием представителей структурного подразделения налогового органа, составившего акт налогового контроля, подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, правового подразделения налогового органа.
В случае отсутствия в налоговом органе подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, выделенного как отдельное структурное подразделение, необходимость одновременного участия двух сотрудников правового подразделения налогового органа отсутствует.
При необходимости к участию в рассмотрении материалов налогового контроля по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы налогового контроля, могут быть привлечены представители иных структурных подразделений налогового органа.
При рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов налогового контроля, а также возражений (пояснений, ходатайств) лица сотрудниками структурного подразделения налогового органа, в функции которого входит подготовка заключений по возражениям (пояснениям, ходатайствам), составляется протокол.
По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы налогового контроля, и при наличии согласия лица, в отношении которого составлен акт (его представителя), может вестись аудиозапись, которая приобщается к протоколу. Ведение аудиозаписи осуществляется сотрудниками структурного подразделения налогового органа, в функции которого входит подготовка заключений по возражениям (пояснениям, ходатайствам).
Протокол и аудиозапись (при наличии) передаются в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, для приобщения к материалам налогового контроля.
Ответственным за вручение (направление) лицу (его представителю) всех документов (уведомлений, извещений, решений и других), формируемых в процессе и по результатам рассмотрения материалов налогового контроля, является структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля. Копии указанных документов передаются в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров не позднее следующего рабочего дня после их подписания.
Должностное лицо структурного подразделения налогового органа, составившего акт налогового контроля, в случае отправки лицу документов по почте руководствуется порядком направления документов, установленным в пункте 5 статьи 31 Кодекса.
Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров по результатам оценки письменных возражений (пояснений, ходатайств) и материалов налогового контроля подготавливает по ним заключение. Заключение представляется руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, рассматривавшему материалы налогового контроля, не позднее 2 рабочих дней со дня рассмотрения материалов налогового контроля, но не позднее дня вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налогового контроля. Копия заключения направляется в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
Заключение подписывается должностным лицом подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, непосредственно подготовившим заключение, и согласовывается с начальником подразделения досудебного урегулирования налоговых споров. Наличие пометки "Для служебного пользования" на заключении не является обязательным.
Заключение должно содержать позицию подразделения досудебного урегулирования налоговых споров по каждому доводу лица, заявленному в письменных возражениях, пояснениях, а также по ходатайствам лица с указанием норм законодательства Российской Федерации, писем Службы, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии). Кроме того, заключение должно содержать оценку обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, независимо от наличия доводов налогоплательщика в отношении указанных обстоятельств.
В случае назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля лицо должно быть ознакомлено с их результатами. При этом обязанность по приглашению налогоплательщика на ознакомление с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля возлагается на структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров при необходимости по поручению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего акт налогового контроля и материалы налогового контроля, подготавливает в срок, установленный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, дополнительное заключение по пояснениям лица и документам, полученным по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Ответственным за подготовку проекта решения, принимаемого по результатам рассмотрения акта налогового контроля, материалов налогового контроля, письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (при наличии), является структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
Проект решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, принимаемого в соответствии со статьями 101 или 101.4 Кодекса, направляется на согласование в правовое подразделение налогового органа не позднее 3 рабочих дней до дня вынесения решения.
В случае наличия письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица с указанным проектом направляется копия подготовленного по ним подразделением досудебного урегулирования налоговых споров заключения.
Правовое подразделение налогового органа рассматривает данный проект в течение 2 рабочих дней, но не позднее установленного Кодексом срока для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налогового контроля. В случае если правовое подразделение налогового органа не согласовывает проект решения полностью или в части, то проект решения визируется с замечаниями, которые излагаются в прилагаемой к проекту решения докладной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассмотревшего материалы налогового контроля. Копия докладной записки направляется в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
2. Взаимодействие структурных подразделений налогового органа при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
При поступлении в налоговый орган жалобы (апелляционной жалобы) подразделение документационного обеспечения обеспечивает в срок не позднее дня, следующего за днем поступления жалобы в налоговый орган, передачу жалобы в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в соответствии с резолюцией руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В течение 3 рабочих дней со дня поступления такой жалобы в налоговый орган подразделение досудебного урегулирования налоговых споров устанавливает, имеются ли обстоятельства, установленные пунктом 1 статьи 139.3 Кодекса, для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
При установлении подразделением досудебного урегулирования налоговых споров указанных в пункте 1 статьи 139.3 Кодекса обстоятельств, информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Кодексом.
Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по жалобе (апелляционной жалобе) и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.
Заключение по жалобе (апелляционной жалобе), направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем Службы, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).
Заключение по жалобе (апелляционной жалобе) нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
При подготовке заключения по жалобе (апелляционной жалобе) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
При подготовке проекта решения по жалобе (апелляционной жалобе) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
При наличии указанных в пункте 1 статьи 139.3 Кодекса обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, нижестоящим налоговым органом при направлении жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.
В случае если при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.
При получении вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы), подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о предоставлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
В случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, являющихся в соответствии с пунктом 14 статьи 101, пунктом 12 статьи 101.4 Кодекса основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101, 101.4 Кодекса с участием заявителя, и вынести новое решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
В указанном случае при рассмотрении жалобы подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа обеспечивает уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки и устраняет иные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.
При поступлении решения по жалобе (апелляционной жалобе), вынесенного вышестоящим налоговым органом, в налоговый орган, акт ненормативного характера или действия (бездействие) должностных лиц которого оспаривались, подразделение документационного обеспечения нижестоящего налогового органа обеспечивает доведение решения вышестоящего налогового органа в электронном виде средствами СЭД до структурного подразделения налогового органа, составившего обжалуемый акт, должностных лиц (лица), совершивших обжалуемые действия или допустивших неправомерное бездействие, и подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
В случае, если по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) решение нижестоящего налогового органа отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, структурное подразделение налогового органа, составившее оспоренный акт, не позднее следующего рабочего дня с даты получения решения вышестоящего налогового органа уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»