Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Приказ Федеральной таможенной службы
№1225 от 02.07.2013

Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Зарегистрирован в Минюсте России 30.08.2013 № 29868

В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле при совершении в первоочередном порядке таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, на основании пункта 4 статьи 150 и статьи 178 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796), части 4 статьи 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2011, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4291, № 50, ст. 7351; 2013, № 14, ст. 1656) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - Порядок).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить доведение Порядка до подчиненных должностных лиц и организацию его изучения и применения.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.


Приложение



ПОРЯДОК
СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ЭКСПРЕСС-ГРУЗОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА


I. Общие положения

1. Настоящий Порядок совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее - Порядок), разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796) (далее - Кодекс), Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2011, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4291, № 50, ст. 7351; 2013, № 14, ст. 1656) (далее - Федеральный закон), Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары" (с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 359, от 8 декабря 2010 г. № 508 и от 2 марта 2011 г. № 593 и решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2012 г. № 109 и от 20 декабря 2012 г. № 281) (далее - Решение Комиссии от 20 мая 2010 г. № 263).

2. Порядок определяет особенности совершения таможенных операций в первоочередном порядке на территории Российской Федерации в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза коммерческой организацией или несколькими коммерческими организациями, объединенными в рамках единой сети перевозок воздушным и автомобильным видами транспорта, предназначенной для доставки отправлений в минимально возможный заявленный срок с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок (далее - экспресс-перевозчики), а также агентами или подрядчиками экспресс-перевозчика.

3. Для целей применения Порядка экспресс-грузы подразделяются на следующие категории:

  • 1 категория - экспресс-грузы, представляющие собой документы и корреспонденцию, не имеющие коммерческой стоимости, перевозка которых не сопровождается составлением коммерческих документов (далее - экспресс-грузы 1 категории);
  • 2 категория - экспресс-грузы, общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной не превышает 200 евро в эквиваленте и в отношении которых в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также не взимаются таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - экспресс-грузы 2 категории);
  • 3 категория - экспресс-грузы, общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной составляет свыше 200 евро, но не более 1000 евро, декларирование которых в соответствии с частью 4 статьи 204 Федерального закона и Решением Комиссии от 20 мая 2010 г. № 263 может осуществляться путем подачи заявления в виде реестра экспресс-грузов или в произвольной форме (далее - экспресс-грузы 3 категории);
  • 4 категория - экспресс-грузы, общая таможенная стоимость которых в рамках одной индивидуальной накладной превышает 1000 евро, декларирование которых осуществляется в общеустановленном порядке путем подачи декларации на товары в порядке и форме, установленными Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 379, от 7 апреля 2011 г. № 617 и от 9 декабря 2011 г. № 859 и решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 апреля 2012 г. № 39, от 13 ноября 2012 г. № 213 и от 31 января 2013 г. № 8) (далее - Решение Комиссии от 20 мая 2010 г. № 257) (далее - экспресс-грузы 4 категории).

4. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении экспресс-грузов должностные лица таможенных органов принимают и используют для таможенных целей, в том числе сведения, содержащиеся в имеющейся у экспресс-перевозчика электронной информационной системе организации и отслеживания перевозок (далее - ЭСОП). Данные сведения представляются в виде документов, распечатанных из ЭСОП, подписанных уполномоченным должностным лицом экспресс-перевозчика с расшифровкой его фамилии и заверенных печатью экспресс-перевозчика.

5. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении экспресс-грузов уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают и используют для таможенных целей документы и сведения, составленные на иностранных языках.

Должностные лица таможенных органов не требуют перевода на русский язык указанных в представленных документах на английском языке либо буквами латинского алфавита следующих сведений об экспресс-грузах:

  • о лицах, передавших экспресс-грузы экспресс-перевозчику, его агенту или подрядчику для выполнения перевозки экспресс-грузов (далее - грузоотправители);
  • о лицах, являющихся получателями экспресс-грузов (далее - грузополучатели), согласно коммерческим и (или) транспортным (перевозочным) документам;
  • о грузоотправителях и грузополучателях, указанных в индивидуальных накладных.

Уполномоченные должностные лица вправе требовать перевод на русский язык документов и сведений на иностранных языках только в случаях, предусмотренных Кодексом.

6. Разрешение таможенного органа на проведение грузовых и иных подобных операций с экспресс-грузами, включая операции по дроблению (расконсолидации) партии экспресс-грузов, перемещаемых в рамках одной общей накладной и находящихся под таможенным контролем для целей формирования отправок в разные пункты назначения, помещения части экспресс-грузов на склад временного хранения (далее - СВХ) по индивидуальным накладным, декларирования экспресс-грузов, а также решения экспресс-перевозчиком иных задач, требуется исключительно в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. В случае, если при отсутствии внешнеэкономической сделки, заключенной российским лицом, в качестве декларанта экспресс-грузов 1, 2 и 3 категории в силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 186 Кодекса выступает российское лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения экспресс-грузами, либо в силу положений пункта 2 статьи 186 Кодекса в качестве декларанта выступает иностранное лицо, в качестве документов, подтверждающих полномочия лиц на совершение таможенных операций, должностные лица таможенных органов принимают следующие документы:

  • документы, подтверждающие наличие договора перевозки экспресс-грузов, в том числе индивидуальную накладную, условия перевозки;
  • документы, относящиеся к перевозке экспресс-грузов, указанных в индивидуальной накладной, в том числе инвойс, проформа-инвойс;
  • договоры, заключенные между экспресс-перевозчиком и его агентом или подрядчиком, между агентом и субагентом, подрядчиком и субподрядчиком, между субагентами, субподрядчиками, в случае, если из представленных документов следует наличие полномочий по осуществлению перевозки данных экспресс-грузов и связанных с ней необходимых действий, включая совершение таможенных операций указанными лицами.

8. Если экспресс-грузы 4 категории перемещаются в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной российским лицом, и в качестве декларанта выступает российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, то для подтверждения полномочий лиц на совершение таможенных операций помимо документов, указанных в пункте 7 Порядка, таможенные органы принимают документы, подтверждающие наличие внешнеэкономической сделки, а также договор, заключенный между декларантом и таможенным представителем, если таможенное декларирование экспресс-грузов осуществляется таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

II. Действия должностных лиц таможенных органов
при прибытии экспресс-грузов на таможенную территорию
Таможенного союза

9. При прибытии на территорию Российской Федерации экспресс-грузов, перемещаемых автомобильным транспортом, перевозчик сообщает таможенному органу сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 159 Кодекса, которые содержатся в следующих документах:

  • документах на транспортное средство международной перевозки;
  • транспортных (перевозочных) документах;
  • имеющихся у перевозчика коммерческих документах на перевозимые товары.
  • В качестве транспортных (перевозочных) и коммерческих документов на экспресс-грузы рассматриваются следующие документы:
  • транспортный (перевозочный) документ, содержащий консолидированную информацию об экспресс-грузах, в котором в качестве отправителя и/или получателя указывается экспресс-перевозчик либо его агент или подрядчик (далее - общая накладная);
  • коммерческий документ на перевозимые экспресс-грузы, имеющийся в наличии у экспресс-перевозчика, которым является отгрузочная спецификация на перевозку партии экспресс-грузов, перемещаемой по одной общей накладной, в которой указываются сведения, необходимые для идентификации экспресс-грузов в месте их получения и/или отправки (далее - грузовой манифест экспресс-грузов);
  • документы на транспортное средство международной перевозки.

10. При прибытии на территорию Российской Федерации экспресс-грузов, перемещаемых воздушным транспортом, перевозчик сообщает таможенному органу сведения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 159 Кодекса, которые содержатся в следующих документах:

  • стандартном документе перевозчика, предусмотренном международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
  • документе, содержащем сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
  • документе, содержащем сведения о бортовых припасах;
  • транспортный (перевозочный) документ, содержащий консолидированную информацию об экспресс-грузах, в котором в качестве отправителя и/или получателя указывается экспресс-перевозчик либо его агент или подрядчик (далее - общая накладная);
  • документе, содержащем сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
  • имеющихся у перевозчика коммерческих документах на перевозимые экспресс-грузы, которыми являются отгрузочные спецификации на перевозку партии экспресс-грузов, перемещаемой по одной общей накладной, в которой указываются сведения, необходимые для идентификации экспресс-грузов в месте их получения и/или отправки (далее - грузовой манифест экспресс-грузов).

11. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии экспресс-грузов на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 Кодекса.

12. Должностные лица таможенных органов не вправе требовать от перевозчика при прибытии экспресс-грузов представления сведений, не предусмотренных пунктом 1 статьи 159 Кодекса.

III. Действия должностных лиц таможенных органов
при убытии экспресс-грузов за пределы таможенной
территории Таможенного союза

13. Таможенные операции в отношении экспресс-грузов при их убытии за пределы таможенной территории Таможенного союза совершаются в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с учетом следующих особенностей.

Если после прибытия экспресс-грузов на таможенную территорию Таможенного союза данные товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (территории пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации), и подлежат вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза в порядке, установленном абзацем третьим пункта 1 статьи 163 Кодекса, без помещения под таможенные процедуры и без представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, должностное лицо таможенного органа разрешает убытие экспресс-грузов на основании документов, указанных в пунктах 9 и 10 Порядка, в том числе общей накладной, индивидуальной накладной и (или) грузового манифеста, оформленных на убывающие экспресс-грузы и представленных экспресс-перевозчиком.

Разрешение на убытие оформляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа не позднее двух часов с момента представления письменного заявления экспресс-перевозчика на убытие товаров, составленного в произвольной форме, путем проставления оттиска штампа "Вывоз разрешен", заверенного оттиском личной номерной печати в общей накладной и (или) грузовом манифесте.

IV. Действия уполномоченных должностных лиц
таможенных органов при помещении экспресс-грузов
под таможенную процедуру таможенного транзита
и при завершении таможенной процедуры
таможенного транзита

14. При совершении таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации, выпуском экспресс-грузов в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, уполномоченные должностные лица таможенных органов совершают действия в соответствии с Порядком совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438 (далее - Порядок транзита), с учетом следующих особенностей.

15. В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов должностное лицо таможенного органа отправления принимает от декларанта таможенной процедуры таможенного транзита экспресс-грузов (экспресс-перевозчика либо подрядчика, заключившего соответствующий договор с экспресс-перевозчиком) следующие документы:

  • общую накладную в виде авиагрузовой накладной с прилагаемым к ней грузовым манифестом (грузовой ведомостью) экспресс-грузов - в отношении экспресс-грузов, перемещаемых воздушным транспортом;
  • общую накладную в виде автомобильной транспортной накладной с прилагаемым к ней грузовым манифестом (грузовой ведомостью) экспресс-грузов - в отношении экспресс-грузов, перемещаемых автомобильным транспортом.
  • Уполномоченное должностное лицо принимает в качестве транзитной декларации документы, указанные в настоящем пункте, с учетом положений пункта 3 статьи 233 Закона при условии, что данные документы содержат сведения:
  • об отправителе, получателе партии экспресс-грузов (которыми являются экспресс-перевозчик либо его агент или подрядчик) в соответствии с общей накладной;
  • о стране отправления, стране назначения товаров;
  • о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита;
  • о перевозчике;
  • о транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся экспресс-грузы;
  • о номерах индивидуальных авианакладных на экспресс-грузы, кратком описании экспресс-грузов, стоимости, весе брутто, отправителе, получателе и количестве мест по каждому экспресс-грузу в соответствии с грузовым манифестом (грузовой ведомостью);
  • о пункте назначения экспресс-грузов в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
  • о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением экспресс-грузов через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления проверяет наличие на документах, указанных в настоящем пункте (либо их заверенных копиях), оттиска печати декларанта таможенной процедуры таможенного транзита.

16. В случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов на вывозимые с территории Российской Федерации экспресс-грузы должностное лицо таможенного органа отправления принимает от декларанта таможенной процедуры таможенного транзита следующие документы, содержащие сведения, установленные пунктом 3 статьи 182 Кодекса:

  • общую накладную с реестром экспресс-грузов;
  • общую накладную с реестром реэкспортируемых экспресс-грузов.

17. В случае представления декларантом таможенной процедуры таможенного транзита одной транзитной декларации на перевозку экспресс-грузов различными видами транспорта уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления принимает указанную транзитную декларацию при одновременном соблюдении следующих условий:

  • экспресс-грузы могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения средств идентификации;
  • экспресс-перевозчик является декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, осуществляемой в том числе и с перегрузкой экспресс-грузов;
  • транзитная декларация содержит сведения о планируемых грузовых операциях;
  • в результате грузовых операций не происходит дробления партии товаров.

Таможенный орган отправления принимает транспортную накладную, относящуюся к перевозке первым из видов транспорта, и грузовой манифест (грузовую ведомость) экспресс-грузов, а таможенный орган назначения - транспортные накладные, относящиеся ко всем этапам перевозки, и грузовой манифест (грузовую ведомость) экспресс-грузов.

18. После предъявления экспресс-грузов таможенному органу отправления и сразу после того, как таможенный орган убедится в соблюдении условий выпуска, предусмотренных Кодексом и Порядком транзита, уполномоченное должностное лицо этого таможенного органа осуществляет выпуск экспресс-грузов в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита не позднее двух часов с момента регистрации транзитной декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Кодекса уполномоченное должностное лицо не требует предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите экспресс-грузов, если декларантом выступает экспресс-перевозчик, включенный в реестр таможенных перевозчиков.

19. В случае, если грузовые операции в отношении экспресс-грузов могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо, если таможенные пломбы и печати не налагались, такие операции осуществляются без представления таможенному органу транзитной декларации и иных документов и после получения этим таможенным органом предварительного письменного или электронного уведомления экспресс-перевозчика, составленного в произвольной форме и содержащего сведения о:

  • номере транзитной декларации;
  • таможенном органе назначения;
  • месте, где будет проводиться грузовая операция;
  • номере транспортного средства и номере контейнера (в случае перевозки товаров в контейнерах).

Уведомление принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа в первоочередном порядке.

20. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита экспресс-грузов в соответствии с Порядком транзита в первоочередном порядке и в возможно короткий срок.

V. Действия должностных лиц
таможенных органов при помещении экспресс-грузов
под таможенные процедуры, отличные от таможенной процедуры
таможенного транзита

21. При таможенном декларировании экспресс-грузов в соответствии с таможенной процедурой, отличной от таможенной процедуры таможенного транзита, уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает декларацию на товары (далее - ДТ) в виде:

а) транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением заявления, в виде реестра экспресс-грузов (далее - Заявление), предусмотренного пунктом 6 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии от 20 мая 2010 г. № 263 (далее - Инструкция), в порядке и в случаях, установленных Решением Комиссии от 20 мая 2010 г. № 263 и Законом;

б) ДТ в порядке и форме, которые установлены Решением Комиссии от 20 мая 2010 г. № 257.

По выбору декларанта таможенное декларирование экспресс-грузов производится в письменной или электронной форме.

22. При таможенном декларировании экспресс-грузов в письменной форме путем подачи ДТ в виде документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 21 Порядка, представление электронной копии ДТ не требуется.

В качестве транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, указанных в подпункте "а" пункта 21 Порядка, уполномоченное должностное лицо принимает индивидуальные накладные, общие накладные, грузовые манифесты экспресс-грузов, инвойсы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, связанной с перевозкой экспресс-грузов.

При таможенном декларировании экспресс-грузов 1 категории представление индивидуальных накладных и коммерческих документов на экспресс-грузы не требуется.

При таможенном декларировании экспресс-грузов путем подачи транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением Заявления при условии соответствия каждого из перечисленных в нем экспресс-грузов требованиям и условиям, приведенным в Инструкции, количество перечисленных в реестре экспресс-грузов не ограничивается.

23. При помещении экспресс-грузов под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта в соответствии с частью 4 статьи 204 Федерального закона путем подачи ДТ в виде документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 21 Порядка, уполномоченное должностное лицо проверяет соблюдение следующих условий в отношении экспресс-грузов, перемещаемых в рамках одной индивидуальной накладной:

а) таможенная стоимость экспресс-груза, указанного в индивидуальной накладной, не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро;

б) экспресс-грузы перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору (контракту), заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;

в) перевозка экспресс-грузов осуществляется на одном транспортном средстве;

г) экспресс-грузы одновременно предъявлены одному таможенному органу;

д) экспресс-грузы не относятся к товарам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 4 статьи 204 Федерального закона или в пункте 4 Инструкции.

24. Допускается подача одной ДТ в отношении экспресс-грузов, ввезенных в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации в рамках разных общих накладных, при условии соблюдения требований пункта 23 Порядка в отношении каждого экспресс-груза, включенного в реестр экспресс-грузов и перемещаемого в рамках одной индивидуальной накладной.

25. При регистрации ДТ уполномоченное должностное лицо таможенного органа производит оформление таможенного приходного ордера (далее - ТПО), используемого для начисления и уплаты таможенных платежей, в соответствии с Порядком заполнения и применения таможенного приходного ордера, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера".

26. Если в отношении экспресс-грузов, указанных в отдельных индивидуальных накладных, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, уполномоченное должностное лицо таможенного органа производит их взимание с применением ТПО, составленного на все товары, указанные в реестре экспресс-грузов.

27. В случае декларирования экспресс-грузов, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, в графе 12 "Расчет таможенных платежей" Заявления указывается "0".

28. Проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании экспресс-грузов, осуществляется в минимально короткий срок, который в отношении экспресс-грузов 2 - 4 категории не должен превышать двух часов с момента регистрации ДТ, а в отношении экспресс-грузов 1 категории - одного часа с момента регистрации ДТ.

Не позднее сроков, указанных в абзаце первом настоящего пункта, таможенный орган осуществляет выпуск экспресс-грузов при соблюдении условий выпуска товаров, предусмотренных Кодексом, и при условии завершения таможенного контроля в отношении экспресс-грузов.

29. В соответствии со статьей 197 Кодекса уполномоченное должностное лицо осуществляет выпуск экспресс-грузов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, до подачи таможенной декларации при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 197 Кодекса.

30. При таможенном декларировании экспресс-грузов, помещаемых под таможенную процедуру экспорта путем подачи Заявления, в случае, если в отношении данных экспресс-грузов не установлены ставки вывозных таможенных пошлин и налогов, исчисляемые исходя из таможенной стоимости, уполномоченное должностное лицо принимает реестр, в котором указано "0" в графе 12 "Расчет таможенных платежей", а в графе 11 "Таможенная стоимость в валюте государств - членов Таможенного союза" указывается стоимость данных экспресс-грузов.

31. Уполномоченное должностное лицо в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Инструкции принимает Заявление независимо от соблюдения условий, предусмотренных пунктом 23 Порядка, в отношении экспресс-грузов, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, если данные экспресс-грузы прибыли на таможенную территорию Таможенного союза и при этом не помещались под иную таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

32. Если под таможенную процедуру реэкспорта помещаются экспресс-грузы, в отношении которых после ввоза было обнаружено, что экспресс-грузы не могут быть переданы грузополучателю, указанному в индивидуальной накладной, по причинам, о которых не было известно на момент ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (например, грузы адресованы в страну, отличную от стран Таможенного союза, в необслуживаемые экспресс-перевозчиком города; грузы, от которых отказались получатели, а также, если по указанному адресу и телефону грузополучателя обнаружить не удалось), таможенный орган осуществляет в соответствии с установленным порядком выпуск данных экспресс-грузов в первоочередном порядке и в возможно короткий срок, но не позднее трех часов с момента регистрации реестра.

33. При таможенном декларировании экспресс-грузов, не отвечающих условиям, установленным пунктом 23 или 31 Порядка, а также в иных случаях по желанию декларанта или таможенного представителя уполномоченное должностное лицо принимает ДТ по форме, которая установлена Решением Комиссии от 20 мая 2010 г. № 257, в отношении экспресс-грузов, сведения о которых указаны в каждой индивидуальной накладной.

VI. Особенности действий должностных лиц таможенных
органов при осуществлении контроля за соблюдением запретов
и ограничений в отношении перемещаемых экспресс-грузов

34. При осуществлении в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, контроля за соблюдением запретов и ограничений в отношении перемещаемых экспресс-грузов, уполномоченное должностное лицо, в том числе проверяет:

а) правомерность отнесения экспресс-грузов к категориям товаров, в отношении которых представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится согласно пунктам 4 и 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294 "О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза".

б) правомерность отнесения экспресс-грузов к категории товаров, на которые не требуется представления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, указанных в разделе III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" (с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 341, от 20 сентября 2010 г. № 383, от 14 октября 2010 г. № 432, от 18 ноября 2010 г. № 456, от 2 марта 2011 г. № 566, от 2 марта 2011 г. № 567, от 2 марта 2011 г. № 568, от 2 марта 2011 г. № 571, от 7 апреля 2011 г. № 622, от 18 октября 2011 г. № 828, от 18 октября 2011 г. № 829, от 9 декабря 2011 г. № 859, от 9 декабря 2011 г. № 888, и от 9 декабря 2011 г. № 889, решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2012 г. № 34, от 16 августа 2012 г. № 125, от 23 августа 2012 г. № 141, от 6 ноября 2012 г. № 206, от 6 ноября 2012 г. № 208, и от 15 января 2013 г. № 6 и решений Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. № 36, от 15 июня 2012 г. № 37, от 20 июля 2012 г. № 64, от 24 августа 2012 г. № 73, от 17 декабря 2012 г. № 114, от 17 декабря 2012 г. № 115 и от 15 января 2013 г. № 6).

При этом уполномоченное должностное лицо руководствуется соответствующими отметками в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, в том числе инвойсе, индивидуальной накладной, свидетельствующих о назначении (не предназначенные для реализации, для собственного использования декларантом) и характер экспресс-грузов. К таким отметкам могут относиться отметки следующего содержания: "Не для продажи", "Безвозмездная поставка", "Образцы", "Выставочные образцы", "Рекламные материалы", "Сувениры", "Подарок", "Маркетинговые материалы", а также иные аналогичные отметки, поясняющие характер экспресс-грузов, в том числе указанные на иностранных языках.

35. Уполномоченное должностное лицо принимает решение о выпуске экспресс-грузов без представления документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 34 Порядка, на основе отметок в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, свидетельствующих о назначении экспресс-грузов). При наличии оснований полагать, что ввозимые экспресс-грузы могут быть использованы в целях, отличных от указанных в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах, таможенный орган проводит таможенный контроль после выпуска экспресс-грузов.

VII. Особенности действий должностных лиц таможенных
органов при осуществлении контроля за соблюдением прав
на объекты интеллектуальной собственности в отношении
перемещаемых экспресс-грузов

36. При осуществлении контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении экспресс-грузов уполномоченное должностное лицо проверяет наличие объектов интеллектуальной собственности на основании положений статей 306 и 307 Федерального закона.

В случае, если экспресс-грузы содержат указанные объекты интеллектуальной собственности и их перемещение через таможенную границу Таможенного союза влечет нарушение прав правообладателя, уполномоченное должностное лицо осуществляет действия, направленные на приостановление выпуска таких экспресс-грузов, в порядке, предусмотренном статьями 331 - 333 Кодекса, а также статьями 309 и 310 Федерального закона.

37. При выявлении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности уполномоченное должностное лицо осуществляет действия, направленные на приостановление выпуска экспресс-грузов, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, на основании положений статей 331 - 333 Кодекса, а также статей 308 - 310 Федерального закона.


Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации А.Бельянинов
Комментарий эксперта

Порядок совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов

При ввозе и вывозе с таможенной территории таможенного союза экспресс-грузов таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.

Таможенный кодекс РФ подразумевает под экспресс-гр�...

Юрист И.М. Севостьянов

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.

Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x