
Письмо Министерства финансов РФ
№24-06-06/97006 от 07.10.2025
Регистрировать филиал по месту оказания компанией услуг не нужно, даже если подрядные работы ведутся дольше месяца
Вопрос: О предложении по установлению обязанности инорегиональных исполнителей контрактов по регистрации обособленного подразделения в субъекте РФ, где предоставляются услуги сроком более месяца.
Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев письмо от 24.09.2025 о предоставлении позиции в отношении обращения от 16.09.2025 по вопросу о возможности внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в части установления обязанности инорегиональных исполнителей государственных и муниципальных контрактов по осуществлению обязательной регистрации обособленного подразделения в субъекте Российской Федерации, на территории которого предоставляются услуги, в случае оказания услуг сроком более одного месяца на территории субъекта Российской Федерации, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Перечень информации и документов, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов, установлен частями 1 и 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.
При этом положениями статьи 34 Закона № 44-ФЗ определены условия контракта, включение которых в проект контракта является обязательным.
Учитывая изложенное, в контракт должны быть включены обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, а также условия, предусмотренные извещением об осуществлении закупки.
Департамент обращает внимание, что согласно принципу обеспечения конкуренции, установленному статьей 8 Закона № 44-ФЗ, запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, включаемые в контракт условия должны соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе в части недопущения ограничения количества участников закупки.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 11 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных указанным Законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
При этом Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд на всей территории Российской Федерации, распространяется на все субъекты Российской Федерации в равной мере.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением юридических или физических лиц, указанных в данном пункте.
Таким образом, любой участник закупки независимо от места его нахождения (места его государственной регистрации) вправе участвовать в закупках на всей территории Российской Федерации и стать поставщиком (подрядчиком исполнителем).
При этом следует отметить, что порядок постановки организации на учет в налоговом органе, в том числе обособленных подразделений, регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и не является предметом регулирования Закона № 44-ФЗ.
Статьей 83 Кодекса устанавливается порядок постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, которая осуществляется по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
При этом за неисполнение указанной обязанности Кодексом предусмотрены соответствующие меры ответственности.
Следовательно, правовое регулирование, предусматривающее обязанность организации осуществить постановку на налоговый учет в налоговом органе своих обособленных подразделений, включая ответственность за несоблюдение такой обязанности, установлено действующими положениями налогового законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что особенности постановки лиц на налоговый учет не входят в предмет государственных и муниципальных контрактов, императивное включение соответствующих положений в состав обязательств подрядчика (исполнителя) Департаментом не поддерживается.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»



5
новых документов