Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/479 от 10.09.2012

Налог на прибыль: затраты на выкуп продукции с истекшим сроком реализации, учитываются в расходах

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с возвратом (выкупом) из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

На основании положений статей 24 и 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее – Закон № 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

В пункте 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 № 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее – Санитарные правила).

Согласно пункту 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таким образом, действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

Учитывая изложенное, полагаем, что расходы, связанные с выкупом поставщиком (производителем) из розничной сети нереализованной кондитерской и хлебобулочной продукции с истекшим сроком реализации, а также расходы на утилизацию такой продукции могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

По вопросу применения вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного торговыми сетями по выкупаемой у них продукции, сообщаем, что при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами статей 171 и 172 Кодекса.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

Об учете расходов на утилизацию

Изготовитель обязан устанавливать на продукты питания срок годности, то есть период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Он исчисляется со дня изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

При производстве хлеба под сроком годности подразумевается срок его реализации — период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.

В соответствии с СанПиН 2.3.4.545-96. 2.3.4. хлеб с истекшим сроком реализации подлежит изъятию из торгового зала и возвращается поставщику (производителю) как черствый.

Таким образом, на производителей возложена обязанность по утилизации продукции. Следовательно, затраты на выкуп можно учесть в расходах.

Налоговый консультант О.В. Шабайкина

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта