Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-07/1-202 от 22.08.2012

Хранение бумажных копий налоговых деклараций, сданных по ТКС

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросам представления налоговых деклараций сообщает.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно Приказу МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002 № 3437) при представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке.

На основании статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом Кодекс не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 93 Кодекса предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

О вопросах представления налоговых деклараций

Опубликованное письмо является ответом на частный запрос фирмы, которая представляет налоговые декларации в ИФНС России по телекоммуникационным каналам связи. После отправки отчетность хранится на сервере специализированного оператора связи. В дополнение к этому фирма ее распечатывает, подписывает у уполномоченных лиц и хранит в бумажном виде в своем архиве. Должна ли такая отчетность храниться на бумажном носителе?

Согласно разъяснениям специалистов главного финансового ведомства в опубликованном письме, налоговую отчетность, представленную в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, дополнительно хранить на бумаге не нужно. Вместе с тем, налогоплательщик и налоговый орган должны обеспечить хранение декларации, представленной в электронном виде, в установленном порядке. Основание – пункт 6 и 7 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Говоря о порядке хранения декларации, представленной в электронном виде, Минфин России обращается к статье 23 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней, плательщики налогов обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих уплату (удержание) этих обязательных платежей. Отсюда Минфин России делает вывод, что обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Допустим, налоговый орган запросил у налогоплательщика какие-либо документы. Тогда налогоплательщик вправе направить эти документы адресату в электронном виде по ТКС, если они составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Это позволяет статья 93 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если налоговая инспекция потребует документы, которые составлены в электронном виде как надо, дублировать их на бумаге не нужно. И можно сказать, что требования работников налоговых органов по представлению на бумаге налоговой отчетности, составленной в электронной форме по установленным ФНС России форматам, следует расценивать как превышение полномочий, а их действия – незаконными.

Налоговый консультант А.П. Горшков

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта