Письмо Министерства финансов РФ
№03-02-08/52 от 19.06.2012
О сроках камеральной проверки
<…> по вопросам о применении статей 80 и 88 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и о разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах департамент налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России сообщает следующее.
Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на основании пунктов 1 и 3 статьи 34.2 Кодекса.
Таким образом, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах даются гражданам в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора и (или) налогового агента.
Установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона).
Минфин России не уполномочен комментировать разъяснения, данные налоговыми органами.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При этом Кодексом не определяются дата начала и дата окончания проведения камеральной налоговой проверки. Начало и окончание такой проверки, согласно пункту 3 статьи 100 Кодекса, указываются в акте камеральной налоговой проверки.
Поскольку камеральная налоговая проверка налоговой декларации не может проводиться до ее получения налоговым органом, налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте. Полагаем, что предельный срок проведения камеральной налоговой проверки не должен зависеть от способа представления в налоговый орган налоговой декларации.
По вопросам правоприменительной практики рекомендуется обращаться в налоговый орган по месту учета (подп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса).
О предельном сроке проведения камеральной проверки
В комментируемом письме рассматривается вопрос о предельных сроках проведения камеральной налоговой проверки. По общему правилу камеральная проверка проводится в течении трех месяцев с даты представления налоговой декларации в налоговый орган (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Декларация может быть представлена в виде почтового отправления. В таком случае обязанность считается исполненной в день отправки письма. Вместе с тем, очевидно, что дата представления декларации и дата получения ее налоговой инспекцией будет отличаться. Другими словами, фактически камеральная проверка начнется не с момента исполнения обязанности налогоплательщика, а с момента доставки заказного письма в инспекцию. Ведь без самой декларации проверка физически невозможна.
В связи с этим Минфин России указал, что налоговые органы не обязаны указывать в акте проверки дату ее начала, которая совпадает с датой отправки. При этом отмечено, что на срок проверки не влияет способ представления отчетности.
Остается лишь добавить, что в Налоговом кодексе РФ указан только предельный срок проведения проверки. Таким образом, кодекс не запрещает проводить проверку в любое удобное для инспектора время. Главное, чтобы дата ее начала и окончания были в пределах трехмесячного срока. Если этот срок нарушен, то акт можно оспорить по формальным основаниям.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»