Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4−3/22400 от 28.12.2011

Момент признания в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением бессрочных лицензий на вид деятельности

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письма по вопросу момента признания в целях налогообложения прибыли затрат, уплаченных за приобретение бессрочной лицензии на отдельные виды деятельности, сообщает следующее.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

Законом № 99-ФЗ установлено, что выданные лицензии действуют бессрочно, а ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ (03.11.2011), также действуют бессрочно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в установ­ленном статьей 18 Закона № 99-ФЗ порядке. Переоформленные лицензии будут действо­вать бессрочно.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не регламентирует порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением лицензий на отдельные виды деятельности, в том числе бессрочных (далее бессрочная лицензия).

При этом бессрочные лицензии в целях главы 25 Кодекса не относятся к нематери­альным активам в смысле норм подпункта 3 статьи 257 Кодекса и пункта 1 статьи 325 Кодекса, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности, и не рассматриваются как приобретение права пользования недрами.

В таком случае, расходы, связанные с приобретением бессрочной лицензии, учитываются в общеустановленном порядке.

Учитывая, что согласно статье 10 Закона № 99-ФЗ взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, то помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством Российской Федерации (ст. 10 Закона № 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться еще и затраты на консультационные, юридические и иные услуги. Кроме того, организации в целях получения лицензии за вознаграждение могут привлечь сторонние организации, которые оказывают услуги, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 Кодекса, согласно пункту 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде к которому они относятся, неза­висимо от времен фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318−320 Кодекса.

На основании изложенного, поскольку государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором (пункт 2 статьи 8, пункт 10 статьи 13 Кодекса), то суммы указанного сбора учитываются в расходах единовременно в момент начисления (подпункт 1 пункта 1 статьи 264, подпункт 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании подпунктов 14,1 5 пункта 1 статьи 264 Кодекса являются прочими расходами, датой признания которых является одна из сле­дующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (подпункт 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

Что касается учета расходов на приобретение лицензий срок действия которых изменен положениями Закона № 99-ФЗ на бессрочный, то в том случае если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона № 99-ФЗ с 03.11.2011 по данным нало­гового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, по мнению ФНС России, недосписанная часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.


Советник государственной гражданской службы РФ II класса Д. В. Егоров
Комментарий эксперта

Учет затрат на приобретение бессрочной лицензии

Порядок учета расходов, связанных с получением лицензий, всегда относился к числу вопросов, споры по которым никогда не затихали. В те времена, когда лицензии имели срок действия, налоговые инспектора и специалисты финансового министерства требовали распределять такие расходы равномерно в течение срока действия лицензии (см., например, письма Минфина России от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 и от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569). Правда, в ряде случаев они делали исключение для порядка списания уплачиваемых при этом госпошлин, порядок списания которых был прямо предписан Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).

Арбитражная практика была противоречива. В одних случаях судьи вставали на сторону проверяющих и соглашались, что затраты на приобретение лицензии должны списываться как косвенные расходы на производство и реализацию пропорционально сроку действия лицензии (постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 N А65-9200/2007), а в других налогоплательщикам удавалось отстоять свое право учитывать все такие расходы единовременно (постановления ФАС Московского округа от 12.08.2009 N КА-А40/7313-09, ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2008г. № А05-1451/2008).

Комментируемое письмо налогового ведомства вновь возвращает нас к рассмотрению данного вопроса, однако уже в новых исходных условиях. Напомним, что 3 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данным законом предусмотрено, что лицензии действуют бессрочно, а также установлен закрытый перечень из 49 видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Если у предпринимателя уже есть лицензия, приобретенная до 3 ноября, и на эту дату она являлась действующей, и в ней записан один из указанных 49 видов деятельности, то такая лицензия считается бессрочной. Действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, по истечении срока действия необходимо переоформить. При этом переоформленные лицензии также будут действовать бессрочно.

Именно фактор бессрочности новых лицензий и послужил главным поводом для издания данного письма. Какова же теперь их позиция и сильно ли она отличается от прежней? Рассмотрим ход рассуждений специалистов налогового ведомства.

Начинают они с констатации хорошо известного всем факта, который, по сути, является причиной возникновения и длительного существования вышеописанных противоречивых подходов к учету расходов на получение лицензий. Он заключается в том, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не регламенти­рует порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением лицензий на отдельные виды деятельности, в том числе бессрочных (далее - бессрочная лицензия). При этом как ранее срочные, так и теперь существующие бессрочные лицензии в целях главы 25 НК РФ не относятся к нематери­альным активам исходя из норм подпункта 3 статьи 257 и пункта 1 статьи 325 НК РФ. Поскольку они не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности, и не рассматриваются как приобретение права пользования недрами.

На основании вышеизложенного, в письме сделан вывод, что в таком случае расходы, связанные с приобретением бессрочной лицензии, учитываются в общеустановленном порядке. Но какой смысл они вкладывают в этот термин - «общеустановленный порядок»? Оказалось, что весьма выгодный для налогоплательщиков! Налоговые инспектора последовательно рассмотрели все возможные виды расходов, которые могут возникнуть у предпринимателей в связи с получением лицензии и заключили, что все они могут быть учтены в расходах единовременно. Что же конкретно говорится в письме по данному вопросу? Согласно статье 10 Закона № 99−ФЗ взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, поэтому помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством Российской Федерации (ст. 10 Закона № 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться еще и затраты на консультационные, юридические и иные услуги. Кроме того, компании для получения лицензии за вознаграждение могут привлечь сторонние организации, которые оказывают услуги, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе. Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318−320 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, специалисты налогового ведомства последовательно обосновывают возможность единовременного списания каждого из вышеперечисленных ими видов расходов. Так, они указывают, что государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), поэтому на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ ее сумма учитывается в расходах единовременно в момент начисления. Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании подпунктов 14,1 5 пункта 1 статьи 264 НК РФ являются прочими расходами. Датой их признания является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов или последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Понятно, что при таких условиях они также списываются единовременно, но налогоплательщик может выбрать конкретный момент их списания из трех дат, предлагаемых ему НК РФ.

В заключение специалисты налогового ведомства в своем письме делают еще один важный и полезный для налогоплательщиков вывод. Он касается учета расходов на при­обретение тех лицензий, срок действия которых положениями Закона № 99−ФЗ был изменен на бессрочный. В отношении них особо отмечается, что в том случае, если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона № 99−ФЗ с 3 ноября 2011 года по данным налогового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, то по мнению ФНС России, оставшаяся их часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов. Отметим, что аналогичного подхода к налоговому учету недосписанных «лицензионных» расходов придерживается и Минфин России. Так, в письме от 25.02.2010 N 03-03-06/1/89 специалисты финансового министерства также указывают, что в связи с отменой лицензирования в строительной деятельности и заменой ее саморегулированием налогоплательщики вправе отнести на расходы оставшуюся не учтенную в расходах стоимость лицензии единовременно.

Безусловно, данное письмо является чрезвычайно важным и своевременным. Оно поможет на практике многим налогоплательщикам избежать споров с инспекторами на местах. Ведь несмотря на то, что данное письмо пока не попало в число размещенных на сайте ФНС России в разделе «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», учитывая статус лица его подписавшего (заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров), нижестоящие сотрудники ведомства, несомненно, будут на него ориентироваться.

Налоговый консультант С.М. Рюмин

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта