Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/4095 от 21.01.2025

Минфин отверг предложение о новых льготах для управляющих компаний

Вопрос: О льготировании действий управляющих организаций МКД по содержанию жилого помещения и учета доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс, в целях освобождения от НДС.

Ответ: В связи с обращением, поступившим письмом от 24 декабря 2024 г. (зарегистрировано в Минфине России 26 декабря 2024 г.), Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В связи с этим в рамках установленной компетенции в отношении предложения об уточнении положений Кодекса в части применения льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) для управляющих организаций и товариществ собственников жилья, а именно о необходимости льготирования не операций, а деятельности управляющих организаций по содержанию жилого помещения и учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, сообщаем следующее.

Согласно подпунктам 29 и 29.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ресурсоснабжающие организации).

Аналогично в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом в соответствии с указанной нормой Кодекса освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых ресурсоснабжающими организациями, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемых организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), не предусмотрено.

Также вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено и освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.

Таким образом, налоговым законодательством установлены равные условия налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) ресурсоснабжающими организациями, непосредственными исполнителями этих работ (услуг), а также управляющими организациями, оказывающими (выполняющими) данные работы (услуги) собственными силами.

Согласно пункту 1 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в федеральный бюджет, налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом на основании пункта 2 статьи 173 Кодекса в случае если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы НДС, восстановленные в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса.

В то же время согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их приобретения для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Таким образом, в случае освобождения от налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, а также работ (услуг) по управлению многоквартирным домом, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющими организациями, управляющие организации не смогут принимать к вычету (возмещать) суммы НДС по приобретаемым ими товарам (работам, услугам), что может привести к отвлечению оборотных средств у данных хозяйствующих субъектов.

При этом реализация указанной меры приведет к ежегодным выпадающим доходам федерального бюджета и, кроме того, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) налогоплательщиками, не являющимися управляющими организациями, что увеличит потери доходов федерального бюджета.

С учетом изложенного предложение о распространении льготного режима налогообложения НДС на всю деятельность управляющих организаций не поддерживается.

В отношении предложения о необходимости льготирования учета в доходах управляющих организаций доходов, перечисляемых ресурсоснабжающим организациям за коммунальный ресурс при содержании жилого помещения, отмечаем, что из представленных материалов не ясно, о каком налоге идет речь и какие конкретные изменения предлагается внести в Кодекс. В связи с этим оценить целесообразность реализации данного предложения не представляется возможным.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта

x