Постановление Арбитражного суда
№А51-2071/2024 от 29.08.2024
О том, каким способом нужно уведомить СФР об увольнении сотрудника, получающего пособие
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой, судей А.В. Гончаровой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Шулаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, апелляционное производство № 05АП-4509/2024
на решение от 27.06.2024 судьи М.С. Кирильченко
по делу № А51-2071/2024 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН 1022502260461)
к обществу с ограниченной ответственностью «ДСТ ЛОГИСТИКС» (ИНН 2540250947, ОГРН 1192536014450)
о взыскании излишне выплаченного пособия в размере 8 391 рубль 92 копейки, при участии:
от отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: Егорова О.В. по доверенности от 10.01.2024, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1992), свидетельство о заключении брака, паспорт.
от общества с ограниченной ответственностью «ДСТ ЛОГИСТИКС»: не явились.
УСТАНОВИЛ:>
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее – заявитель, Фонд, ОСФР по Приморскому краю) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ДСТ ЛОГИСТИКС» (далее – страхователь, общество, ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС») излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в размере 8 391 рубль 92 копейки.
Решением суда от 27.06.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ОСФР по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы апеллянт указывает на то, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком прекращается на основании сведений, содержащихся в уведомлении о прекращении права застрахованного лица на получение соответствующего пособия, полученных от страхователя. Между тем обществом такое уведомление о прекращении права Шокун Марии Константиновны (далее – Шокун М.К.) на получение пособия в Фонд направлено не было. При этом прекращение выплаты пособия по уходу за ребенком на основании сведений, представленных страхователем по форме ЕФС-1, и других документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы. ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС» письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в связи с чем, апелляционный суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Шокун М.К. с 03.11.2020 являлась работником ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС», которое состоит на учете в Фонде в качестве страхователя с регистрационным номером 035-008- 080523.
В соответствии с приказом страхователя от 09.03.2022 №2 Шокун М.К. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет с 09.03.2022 по 18.07.2023.
В связи с наступлением страхового случая Шокун М.К. 30.03.2022 представила страхователю заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно представленным страхователем сведениям о застрахованном лице Шокун М.К. было назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком Шокун М.В. 18.01.2022 года рождения до 1,5 лет.
При проведении страховщиком контроля за полнотой и достоверностью представленных сведений Фонд обнаружил, что Шокун М.К. право на получение пособия утратила с 24.06.2023 в связи с увольнением 23.06.2023.
Поскольку страхователь уведомление о прекращении права застрахованного лица Шокун М.К. на получение пособия в Фонд не направил, то за период с 24.06.2023 по 18.07.2023 возникла переплата по выплате пособия на сумму 8 391 рубль 92 копейки, что составило ущерб, причиненный Фонду неправомерными действиями общества.
Требование Фонда от 26.10.2023 № 7407-12/383 возвратить указанные средства ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС» в добровольном порядке не исполнило, что послужило основанием для обращения ОСФР по Приморскому краю в суд с заявлением о взыскании данных денежных средств.
Суд первой инстанции, посчитав недоказанным наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями (бездействием) общества и наступившими последствиями, отказал в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 165-ФЗ определено, что одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым согласно пункту 1.1. данной статьи признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ страховым обеспечением по данному виду обязательного социального страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11.1 Закона №255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2. Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ.
Статьей 4 Закона № 81-ФЗ установлено, что выплата пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона №255-ФЗ основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, является заявление застрахованного лица о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое подается страхователю одновременно с заявлением застрахованного лица о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Страхователи в силу положений части 11 указанной статьи Закона № 255-ФЗ представляют сведения, необходимые для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в территориальный орган страховщика по месту их регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Частью 12 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, страхователь в срок не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направляет в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные положения установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 №668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 №2010 «Об утверждении Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
Форма уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение №6) утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» от 08.04.2022 №119 (далее – Приказ ФСС РФ №119), действовавшим на момент спорных правоотношений.
Статьей 15.1 Закона №255-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона №255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 №304-КГ15-5176).
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о возмещении убытков именно на истце лежит обязанность доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что факт наличия на стороне истца убытков в связи с излишней выплатой работнику ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС» Шокун М.К. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 24.06.2023 по 18.07.2023 в размере 8 391 рубль 92 копейки, подтверждается заявлением застрахованного лица от 30.03.2022, приказами Фонда от 06.07.2023 №3648-ПВ и от 07.08.2023 №4261-ПВ, справкой о назначенных и выплаченных пособиях от 23.11.2023, платежными поручениями от 07.07.2023 №53050 и от 08.08.2023 №293147.
При этом предъявляя к обществу требования о взыскании суммы возникших убытков, Фонд ссылается на непредставление им сведений о наличии оснований для прекращения выплаты застрахованному лицу спорного пособия в связи с увольнением в виде уведомления по форме, установленной Приказом ФСС РФ №119.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 26.06.2023 обществом в Фонд в установленном порядке были предоставлены сведения по форме ЕФС-1, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.10.2022 №245п, об увольнении Шокун М.К. с занимаемой должности с 23.06.2023. Данное обстоятельство подтверждено заявителем.
Таким образом, как обоснованно отмечено арбитражным судом, несмотря на то, что ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС» в ОСФР по Приморскому краю не было направлено уведомление о прекращении права застрахованного лица Шокун М.К. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, Фонд на момент принятия решений от 06.07.2023 №3648-ПВ и от 07.08.2023 №4261-ПВ о выплате пособия за период с 24.06.2023 по 18.07.2023 достоверно располагал сведениями о прекращении данного права в виду увольнения застрахованного лица с 23.06.2023.
Довод ОСФР по Приморскому краю о том, что единственным основанием прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком является направляемое страхователем уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение соответствующего пособия, прекращение выплаты такого пособия на основании сведений, представленных страхователем по форме ЕФС-1, и других документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено, отклоняется апелляционной коллегией.
Так, доказательств того, что к моменту принятия решений о выплате пособия Фонд не мог проверить, имело ли место прекращение деятельности застрахованного лица и, соответственно, прекращение его права на получение пособия, в материалы дела не представлено. Напротив, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений по форме ЕФС-1 Фонд не был лишен возможности уточнить статус застрахованного лица и принять решение о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, в данной части заявитель не доказал наличие причинно- следственной связи между действиями (бездействием) общества по непредставлению уведомления о прекращении с 24.06.2023 права застрахованного лица на получение пособия и возникновением у Фонда убытков за период с 24.06.2023 по 18.07.2023 в размере 8 391 рубль 92 копейки.
Следовательно, в удовлетворении требований ОСФР по Приморскому краю о взыскании с ООО «ДСТ ЛОГИСТИКС» излишне выплаченной бывшему работнику общества суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком арбитражным судом отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Фонд на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, то вопрос о распределении судебных расходов в части государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2024 по делу №А51- 2071/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
О том, каким способом нужно уведомить СФР об увольнении сотрудника, получающего пособие
Отделение СФР подало в суд на общество в связи с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком работнице, которая уволилась до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Но суд поддержал общество.
...
Комментарии к документам доступны только платным подписчикам
Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала.
Если у Вас есть действующая подписка, пожалуйста, войдите на сайт, используя свой логин и пароль
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»