Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/3/5632 от 28.01.2022
Как долго нужно хранить документы, подтверждающие сумму убытка
Департамент налоговой политики рассмотрел Письмо от 28.12.2021 и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.
Применительно к отдельным обстоятельствам и конкретным налогам Кодексом установлены обязанности по хранению иных документов, а также иные сроки их хранения.
Положения статьи 283 Кодекса предусматривают право плательщика налога на прибыль организаций, понесшего убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее); при этом налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса.
Пунктом 2.1 статьи 283 действующей редакции Кодекса установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2024 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.
При этом согласно пункту 4 статьи 283 Кодекса налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Таким образом, обязанность налогоплательщика налога на прибыль организаций хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, возникает у него только в том случае, если он воспользовался правом, предусмотренным статьей 283 Кодекса.
По мнению Департамента, данное требование действующей редакции Кодекса не вводит никаких дополнительных обременений, а наоборот, направлено на защиту прав налогоплательщика.
Подобный вывод нашел отражение и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 2206-О, от 26.10.2017 № 2463-О, от 28.02.2019 № 278-О.
Учитывая изложенное, предложение о внесении изменений в статью 283 Кодекса не поддерживается.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»