Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Титл

Письмо Министерства финансов РФ
№30-01-15/119330 от 09.12.2025

Как применять ККТ при приобретении физлицом ПО на флеш-дисках у юрлица при предоплате через учредителя?

Вопрос: Физическое лицо закупило у организации программное обеспечение на флеш-дисках. Договор оформлен на физическое лицо с условием 50%-ной предоплаты. Предоплату за физическое лицо внесло ООО, одним из учредителей которого является это физическое лицо. Соответственно, кассовый чек при расчетах не формировался. При передаче товара физическому лицу оплата будет произведена непосредственно им в безналичном порядке (с личного расчетного счета). Правомерно ли в данной ситуации при получении оплаты от физического лица сформировать кассовый чек с признаком «полный расчет»?

Ответ: Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение от 12.11.2025, зарегистрированное в Минфине России 14.11.2025, и по вопросам применения контрольно-кассовой техники сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением установленных Федеральным законом № 54-ФЗ случаев.

Согласно статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

При формировании кассового чека, в частности при заполнении и отражении в кассовом чеке отдельных реквизитов, следует руководствоваться форматами фискальных документов, утвержденными приложением № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Учитывая изложенное, в случае когда между организацией-продавцом и покупателем осуществляются операции, связанные с предоплатой и конечным расчетом с учетом ранее предоставленной предоплаты за реализованный товар, необходимо сформировать два кассовых чека.

Первый кассовый чек формируется при получении денежных средств в виде предварительной оплаты, который должен содержать предмет расчета с признаком способа расчета (тег 1214) со значением 2 «частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета - предоплата», а второй кассовый чек по факту передачи товара покупателю и получения оставшейся части денежных средств, который должен содержать предмет расчета с признаком способа расчета (тег 1214) со значением 4 «полная оплата, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета - полный расчет» и указанием общей суммы расчета с учетом ранее внесенной предоплаты.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов А.Т.ЗАИТОВ

Вы на сайте электронной версии журнала Нормативные акты для бухгалтера

Здесь ежедневно появляются свежие нормативные документы и комментарии экспертов к ним. Чтобы получить полный доступ к журналу, вам необходимо оформить подписку на 1 месяц, на 3 месяца или на 6 месяцев.

Оформить подписку

Увеличить шрифт

A+

27 декабря

Сегодня для бухгалтера

Календарь публикаций

Ноябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

В ближайшее время
вступают в силу

Связаться с нами

или закажите обратный звонок.


       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта