Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ЕД-4-3/13460 от 14.08.2012, № СА-4-7/12100 от 23.07.2012

О камеральной проверки уточненной декларации, в которой заявлен к возмещению НДС

ФНС России <…> сообщает следующее.

По пункту 1.

При вынесении решения о частичном возмещении суммы налога, в отношении которой нарушения не выявлены, следует ссылаться на пункт 2 статьи 176 Налогового кодекса РФ, согласно которой по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

По пункту 2.

Положениями статей 101, 176 Налогового кодекса РФ не предусмотрено специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, результаты камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, оформляются в общем порядке с учетом требований статьей 101 и 176 Кодекса.

При этом в решении по уточненной декларации в описательной части ("УСТАНОВИЛ") указывается информация о том, что ранее в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации было принято решение о возмещении суммы НДС, во исполнение его налоговым органом произведено возмещение НДС. В резолютивной части ("РЕШИЛ") указывается сумма НДС, подлежащая возмещению по уточненной декларации, с указанием на то, что ранее данная сумма (ее часть) уже была возмещена налоговым органом.

По пункту 3.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено составление справки по окончании камеральной налоговой проверки, момент ее окончания указывается в акте налоговой проверки, форма которого предусмотрена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Следовательно, моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки.

Пункт 2 статьи 176 Налогового кодекса РФ предусматривает, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан вынести решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.04.2011 № 14883/10 также связывает окончание камеральной налоговой проверки с моментом истечения трехмесячного срока, предусмотренного на ее проведение, - налоговый орган не вправе по окончании налоговой проверки со ссылкой на пункт 3 статьи 176 Кодекса откладывать возврат части налога, в отношении которой не выявлено нарушений, до момента изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога.

Таким образом, момент принятия налоговым органом решений, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ, не может рассматриваться как момент окончания камеральной налоговой проверки. При представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта проверки либо за рамками сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, основания для прекращения налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса отсутствуют, налоговый орган обязан вынести предусмотренные Кодексом решения.

В то же время неучет сведений, содержащихся в уточненной декларации, будет противоречить смыслу статьи 176 Кодекса, согласно которой сумму к возмещению за налоговый период образует сумма налоговых вычетов, превышающая общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Соответственно, если налоговый орган на момент принятия решений, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса РФ, располагает сведениями о том, что налогоплательщиком скорректирован размер суммы налога, подлежащей возмещению (посредством подачи уточненной налоговой декларации), он не может не учитывать данный факт при вынесении решения.

На необходимость учета данных сведений ориентируют также положения пункта 4 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которым при рассмотрении материалов налоговой проверки должны исследоваться иные документы, имеющиеся у налогового органа. При этом сведения, содержащиеся в уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, ранее заявленная к возмещению, могут быть учтены налоговым органом лишь в части определения предельного размера суммы налога, на возмещение которой может претендовать налогоплательщик по итогам проверки первичной налоговой декларации. То есть если налогоплательщиком скорректирована сумма, подлежащая возмещению за период, в сторону уменьшения, основания для возмещения ему суммы налога в большем размере отсутствуют.

В то же время необходимо учитывать, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, согласно уточненной налоговой декларации, проверяется налоговым органом в ходе самостоятельной налоговой проверки, по итогам которой принимаются решения, предусмотренные статьей 176 Кодекса.

Это обусловливает тот факт, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации к возмещению в большей сумме по сравнению с ранее поданной декларацией данное обстоятельство не может быть учтено при вынесении решений в отношении первичной налоговой декларации, так как обоснованность данной суммы вычетов налоговым органом не проверялась. Решение о возмещении может быть принято лишь в пределах суммы, указанной в первичной налоговой декларации (пример № 5).

Напротив, если согласно уточненной налоговой декларации налогоплательщиком заявлена меньшая сумма к возмещению, то решение о возмещении налога по первичной налоговой декларации может быть принято только в пределах вновь заявленной суммы возмещения (примеры 1 - 3).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.04.2011 № 14883/10, решение о возмещении суммы налога, в отношении которой не выявлено нарушений, должно быть принято до рассмотрения акта налоговой проверки и возражений налогоплательщика. Соответственно, на момент рассмотрения руководителем налогового органа материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации и возражений налогоплательщика последним может быть подана уточненная налоговая декларации с суммой к возмещению меньшей, чем та, которая уже была возмещена налоговым органом ранее. В данной ситуации общая сумма, подлежащая возмещению на основании первичной налоговой декларации, не может превышать сумму налога к возмещению, определенную налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации. Руководителем налогового органа по итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации и возражений налогоплательщика должно быть принято решение о частичном отказе в возмещении ранее возмещенных сумм налога со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (пример № 3).

Аналогично, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация к уплате, то руководителем налогового органа по итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации и возражений налогоплательщика должно быть принято решение об отказе в возмещении всей заявленной суммы по первичной налоговой декларации. В отношении уточненной налоговой декларации налоговым органом проводится самостоятельная камеральная налоговая проверка (пример 4).

При представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации к возмещению в меньшей сумме, но в которой заявлены иные отличные от первичной налоговой декларации налоговые вычеты, налоговый орган в отношении первичной налоговой декларации принимает решение о возмещении НДС в пределах суммы вычетов, заявленных в уточненной налоговой декларации и подтвержденных в ходе камеральной налоговой проверки на основе первичной налоговой декларации (пример № 6). В отношении уточненной налоговой декларации проводится самостоятельная камеральная налоговая проверка.

Учитывая вышеизложенное, налоговый орган обязан оформить результаты камеральной налоговой проверки первичной декларации в порядке, установленном статьями 101 и 176 Кодекса, и учесть сведения, содержащиеся в уточненной налоговой декларации, в части определения предельного размера суммы, подлежащей возмещению за период.

По пункту 4.

Согласно установленной форме решения о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, утвержденной приказом ФНС России от 18.04.2007 № ММ-3-03/239@, в резолютивной части ("РЕШИЛ") этого решения указывается сумма налога с учетом обстоятельств, изложенных в описательной части ("УСТАНОВИЛ") решения.

Соответственно, если налоговым органом по окончании проверки в части суммы, по которой не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, было принято решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению (с учетом положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 12.04.2011 № 14883/10), то в принимаемом по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки решении в отношении остальной части суммы (как всей оставшейся, так и ее части) налога, заявленной к возмещению, по мнению ФНС России, необходимо указать следующее:

  • в описательной части ("УСТАНОВИЛ") в предусмотренных установленной формой строках 1 - 3 соответствующие сведения исходя из всей суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации. При этом следует ввести дополнительную строку в эту часть решения и в ней указать сведения о решении, по которому ранее по окончании камеральной проверки было принято решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, а также собственно сумму налога;
  • в резолютивной части ("РЕШИЛ") решения указывается оставшаяся сумма налога, подлежащая возмещению, которая сложилась с учетом: всей суммы налога, заявленной к возмещению по налоговой декларации; суммы налога, в отношении которой ранее было принято решение о частичном возмещении по окончании камеральной проверки; суммы, в отношении которой по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки установлено, что применение налоговых вычетов необоснованно.

Действительный государственный советник РФ III класса С.А.АРАКЕЛОВ


Приложение

Пример № 1.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей. В отношении 20 рублей имеются претензии.

По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 80 рублей.

По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика в отношении суммы в 20 рублей претензии сняты.

В возмещении 20 рублей должно быть отказано со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.

Пример № 2.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей. В отношении 20 рублей имеются претензии.

По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 80 рублей.

По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика претензии сняты в отношении 10 рублей.

В возмещении 20 рублей должно быть отказано со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в том числе в отношении 10 рублей основанием отказа к возмещению являются также обстоятельства, установленные в ходе проверки.

Пример № 3.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей. В отношении 20 рублей имеются претензии.

По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 70 рублей.

По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.

В данном случае сумма к возмещению не может превышать 70 рублей. В возмещении 30 рублей должно быть отказано со ссылкой как на факты, установленные в ходе камеральной налоговой проверки, так и на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.

Пример № 4.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей. В отношении 20 рублей имеются претензии.

За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена декларация с суммой налога к уплате.

По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.

В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении всей заявленной суммы по первичной налоговой декларации со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (в отношении 20 руб. также необходимо указать обстоятельства, установленные в ходе проверки).

Пример № 5.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей. В отношении 20 рублей имеются претензии.

За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена декларация с суммой к возмещению, равной 110 рублей.

По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.

В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении 20 рублей Уточненная декларация не учитывается.

Пример № 6.

По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 рублей.

По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 рублей, в отношении 20 рублей имеются претензии.

За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена уточненная налоговая декларация с суммой к возмещению 75 рублей.

При этом по информации, имеющейся у налогового органа, налогоплательщик исключил сумму вычетов в размере 30 рублей (в том числе 20 руб., по которой имеются претензии) и заявил новый вычет в сумме 5 рублей.

В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении 30 рублей со ссылкой на факты, установленные в ходе камеральной налоговой проверки, представление уточненной декларации, а также на то обстоятельство, что вычет, заявленный в сумме 5 рублей, будет проверен в ходе камеральной налоговой проверки уточненной декларации, по результатам которой будет принято самостоятельное решение.

Письмо
Федеральной налоговой службы
от 14.08.2012 № ЕД-4-3/13460


“О вынесении решений по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС"

Федеральная налоговая служба <…> по вопросу вынесения решений по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлен налог к возмещению, сообщает следующее.

<…> ООО представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 года на возмещение налога из бюджета. По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт, который вручен налогоплательщику. Налогоплательщик представил возражения на указанный акт и одновременно уточненную налоговую декларацию за этот же налоговый период, в которой исчислил НДС к уплате в бюджет.

Положениями статей 101, 176 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не предусмотрено специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога.

Учитывая изложенное, результаты камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, оформляются в общем порядке с учетом требований статей 101 и 176 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, в пункте 7 статьи 101 Кодекса установлен исчерпывающий перечень действий налогового органа, из чего следует, что вручение письма налогоплательщику об окончании контрольных мероприятий без вынесения соответствующего решения по результатам камеральной налоговой проверки, будет являться процессуальным нарушением.

При этом, по мнению Федеральной налоговой службы, при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта проверки либо за рамками сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88 Кодекса, основания для прекращения налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса отсутствуют, и налоговый орган обязан вынести предусмотренные Кодексом решения.

В то же время, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей. В том случае, если выявленные ошибки не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате, то налогоплательщик должен также представить уточненную налоговую декларацию.

Исходя из смысла абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Кодекса, запрещающего налоговому органу отказывать в принятии налоговой декларации, а также норм, установленных статьями 81, 87, 88 и 176 Кодекса следует, что если налоговый орган на момент принятия решений, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса, располагает сведениями об изменении налогоплательщиком суммы налога, подлежащей возмещению посредством подачи уточненной налоговой декларации, данный факт должен учитываться при вынесении решений.


Советник государственной гражданской службы РФ II класса Д.В. Егоров
Комментарий эксперта

НДС: возмещение налога

Письма ФНС России от 23.07.2012 № СА-4-7/12100 и от 14.08.2012 № ЕД-4-3/13460 посвящены порядку возмещения НДС, а также камеральным налоговым проверкам деклараций (в т. ч. уточненных), в которых заявлено право на такое возмещение.

Возмещение НДС

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После подачи плательщиком НДС декларации налоговый орган проверяет обоснованность заявленной к возмещению суммы налога при проведении камеральной налоговой проверки. По ее окончании в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении. При условии, что во время проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 1, 2 ст. 176 НК РФ).

Что касается частичного возмещения суммы НДС, в отношении которой нарушения не выявлены, то при выполнении названного выше условия по окончании проверки налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. Сделать это он должен в такой же срок - в течение семи дней по окончании проверки. Об этом сообщается в письме ФНС России от 23.07.2012 № СА-4-7/12100.

Камеральная налоговая проверка

Согласно пункту 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ, при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Допустим, в ходе камеральной налоговой проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Тогда налоговый инспектор должен составить акт. Этот документ и другие материалы данной камеральной налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения рассматриваются руководителем (его заместителем) налогового органа. После чего он выносит решение о:

  •  привлечении плательщика НДС к ответственности за совершение налогового правонарушения;

или

  •  отказе в таком привлечении (п. 7 ст. 101, п. 3 ст. 176 НК РФ).

Следует иметь в виду, что вручение письма налогоплательщику об окончании контрольных мероприятий без вынесения соответствующего решения по результатам камеральной налоговой проверки будет являться процессуальным нарушением (см. письмо ФНС России от 14.08.2012 № ЕД-4-3/13460).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено и составление справки по окончании камеральной налоговой проверки. Момент ее окончания указывается в акте налоговой проверки. Его форма предусмотрена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892 (см. письмо ФНС России от 23.07.2012 № СА-4-7/12100).

Уточненная декларация по НДС

Напомним, что для налогоплательщика подача уточненной налоговой декларации является:

  •  обязанностью - в случае если он обнаружил в поданной им в налоговый орган декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога;
  •  правом – в ситуации, когда он обнаружил в поданной им в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Положениями статей 101, 176 Налогового кодекса РФ не предусмотрено специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненных деклараций по НДС, в которых налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога. Поэтому результаты такой проверки оформляются в общем порядке с учетом требований упомянутых статей кодекса. Это сообщается в обоих опубликованных письмах.

Относительно принятия решения о частичном возмещении суммы НДС по уточненной налоговой декларации в письме от 23.07.2012 № СА-4-7/12100 специалисты ФНС России разъяснили следующее. В решении в описательной части («УСТАНОВИЛ») указывается информация о том, что ранее в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации было принято решение о возмещении суммы НДС, во исполнение его налоговым органом произведено возмещение НДС. В резолютивной части («РЕШИЛ») указывается сумма НДС, подлежащая возмещению по уточненной декларации, с указанием на то, что ранее данная сумма (ее часть) уже была возмещена налоговым органом.

Кроме того, по мнению ФНС России в письме от 14.08.2012 № ЕД-4-3/13460, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после составления акта проверки или по истечении трех месяцев с начала камеральной налоговой проверки первичной декларации, оснований для прекращения этой процедуры нет. И налоговый орган обязан вынести предусмотренные Налоговым кодексом РФ решения.

Следует иметь в виду одну особенность. Допустим, налоговый орган на момент принятия решения о привлечении плательщика НДС к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в таком привлечении) имеет сведения об изменении налогоплательщиком суммы налога, подлежащей возмещению через подачу уточненной декларации. Тогда данный факт должен учитываться при вынесении решений.

Таким образом, налоговый орган обязан:

  •  оформить результаты камеральной проверки первичной декларации в порядке, установленном статьями 101 и 176 Налогового кодекса РФ;
  •  учесть сведения, которые указаны в уточненной налоговой декларации, в части определения предельного размера суммы, подлежащей возмещению за период.

Налоговый консультант А.П. Горшков

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта