Поддержка:
+7 (495) 737-44-10

Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/386 от 03.08.2012

Налог на прибыль: расходы на благоустройство

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу о порядке учета расходов на создание парковок, площадок для уличных экспозиций, подъездов и объектов внешнего благоустройства для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) относятся в том числе площадки производственные с покрытиями (с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные), а также дороги автомобильные.

В соответствии с пунктом 9 статьи 258 Кодекса в целях главы 25 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, автомобильные подъезды, площадки для проведения выставок, а также организации парковки, используемые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, могут быть признаны амортизируемым имуществом, при условии соответствия требованиям пункта 1 статьи 256 Кодекса.

Что касается объектов внешнего благоустройства, то такое имущество, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 Кодекса, амортизации не подлежит. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются.

Определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем возможно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин
Комментарий эксперта

О порядке учета расходов на создание парковок для целей налогообложения

Действующее законодательство не содержит определения "благоустройство территории", поэтому Минфин России рекомендует для целей налогообложения придерживаться общепринятого значения данного термина. Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать затраты, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, не учитываются в целях обложения прибыли, поскольку не направлены на получение дохода и не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 18.10.2011 № 03-07-11/278, от 15.03.2011 № 03-03-06/1/136).

Исходя из приведенных определений, специалисты финансового министерства указывают, что расходы на обустройство территории учесть нельзя. Однако в письме от 07.07.2009 № 03-03-06/1/443 специалисты финансового министерства отметили: затраты санатория по озеленению своей территории могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть деятельности, направленной на получение дохода.

Судьи, как правило, принимают решения в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 12.10.2010 № КА-А40/12233-10 возникла следующая ситуация. После проведения выездной налоговой проверки инспекция посчитала, что организация неправомерно включила в состав расходов затраты, относящиеся к объектам внешнего благоустройства, что повлекло неполную уплату налога на прибыль.

Судьи в вынесенном решении указали, что расходы компании подлежат учету при обложении прибыли, так как связаны с предпринимательской деятельностью по сдаче в аренду принадлежащих ей складских площадей, расположенных на земельном участке, принадлежащих на праве собственности.

Аналогичная точка зрения высказана и в постановлении ФАС Уральского округа от 14.01.2010 № Ф09-10855/09-С2. Так, затраты, понесенные на устройство стояночной площадки отнесены обществом в состав расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Необходимость данных расходов обусловлена тем, что организация выставок, деловых встреч, конференций, презентаций, мероприятий развлекательного характера, должна сопровождаться удобным размещением личного автотранспорта посетителей Бизнес-центра (устройство места парковки автомобилей, укладка тротуарной плитки, асфальтирование). Место, изначально отведенное по проекту для парковки, не удовлетворяло потребностям Бизнес-центра. Судьи приняли решение, что такие затраты являются экономически обоснованными.

Налоговый консультант Т.А. Демченко

Увеличить шрифт

A+

       
© 2000—
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции сайта