Письмо Министерства финансов РФ
№03-11-06/2/27 от 20.02.2012
Учет расходов по уборке снега
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется в добровольном порядке.
Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В связи с этим, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса установлен ограниченный перечень расходов, на которые налогоплательщик может уменьшать полученные доходы при определении объекта налогообложения.
Расходы по уборке территорий и кровли домов от снега и наледи в вышеуказанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать вышеназванные расходы в составе расходов при определении налоговой базы по данному налогу.
Одновременно с этим сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
УСН: расходы по уборке территорий
Плательщикам, применяющим систему налогообложения в виде УСН с объектом «доходы минус расходы», нельзя уменьшать базу на затраты по уборке территорий и снега, поскольку такие расходы не поименованы в перечне учитываемых при налогообложении затрат. Даже несмотря на то, что указанные затраты необходимы для осуществления предпринимательской деятельности, обоснованы и документально подтверждены. Все очень просто: перечень обязательных расходов закрыт, и затраты на уборку в него не входят, значит, учитывать их нет оснований.
В частности, расходы на оплату услуг сторонних организаций по уборке и вывозу снега, чистке крыш, бассейна, столовой, а также расходы, связанные с работами по территориальному благоустройству, при определении объекта налогообложения, не учитываются (письма Минфина России от 19.10.2010 № 03-11-06/2/157, от 22.10.2010 № 03-11-06/2/163, от 24.09.2010 № 03-11-06/2/152).
Таково мнение контролирующих органов, а вот представители судебных инстанций более благосклонны к налогоплательщикам.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2010 № А46-13159/2009
рассматривается дело, в котором налоговые инспекторы не принимали расходы по оплате услуг уборки снега и вывоза мусора. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расходы предпринимателя по оплате услуг сторонних организаций, связаны с его производственной деятельностью и как материальные затраты производственного характера подлежат отнесению в расходы. То обстоятельство, что территория, на которой осуществлялась уборка и вывоз снега, предоставляется предпринимателем в аренду, не исключает производственного характера этих работ. Более того, факт выполнения работ контрагентами и их оплата предпринимателем в полном объеме подтвержден актами, счетами, платежными поручениями.
Дополнительные основания для уменьшения «налоговой» прибыли на затраты по уборке территорий появятся, если они будут произведены в силу санитарных требований.
В постановлении ФАС Московского округа от 09.07.2008 № КА-А40/5816-08 фирма посчитала расходы по уборке территории экономически необоснованными и неподтвержденными. Дело в том, что она занималась мелкорозничной выездной торговлей, которая осуществлялась на основании сертификата соответствия.
Деятельность по установке данных временных объектов мелкорозничной торговли была направлена на получение дохода, учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Затраты по уборке территорий по адресам, где были установлены автомобильные лавки, отвечают требованиям обоснованности и направленности на деятельность, приносящую доход, так как вызваны санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли. Ведь согласно этим требованиям, территория организации торговли и прилежащей к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте.
Следовательно, уборка территории, на которой осуществляется торговля продукцией, должна проводиться плательщиком в обязательном порядке вне зависимости от того, закреплена ли данная обязанность в договоре аренды.
Информационно-аналитическое электронное издание «Нормативные акты для бухгалтера»